Художник был похоронен в 1660 году в склепе церкви Сан Хуан, одетый в монашеское одеяние Ордена Сантьяго , в сапогах со шпорами и со шпагой , в гробу, оббитом бархатом и украшенным отделкой и с золотыми ручками. Говорят, что король Филипп 4-й, которого столько раз запечатлел Диего Веласкес, очень плакал, когда гроб оставили в склепе.
Через неделю к Веласкесу присоединилась и его жена, Хуана дэ Пачеко.
Предполагают, что так и долежала парочка до 1810 года, когда Хосе Бонапарт (брат Наполеона), правивший тогда в Мадриде и живший в королевском дворце, решил развалить церковь и построить площадь. Французского правителя сильно раздражали грязь, скопление домов и лабиринты улочек. Лабиринты достались Мадриду от арабской «оккупации». Видимо никто не сказал Бонапарту, что здесь похоронена знаменитость и гордость Испании и он развалил церковь и положил сверху каменную плитку, не тронув подземелье, то есть склепы с захоронениями остались невредимыми.
Прошло время, площадь переименовали в Рамалес, так называлось село в провинции Сантандер, где генерал Эспартеро выиграл битву у карлистов.
В 1960 году к 300-летию со дня смерти Веласкеса министерские начальники вспомнили, что севийский гений должен находиться где-то под площадю и поставили монумент. На одной из 4-х сторон текст: В этом месте находилась приходская церковь Сан Хуана Баутисты, где был похоронен художник Дон Диего дэ Сильва и Веласкес» на другой стороне легенда гласит:»Умер художник Диего дэ Сильва Веласкес в пятницу 6 августа 1660 года. Его слава не была похоронена с ним» Его слава украшает стены Прадо и других музеев и галерей в Германии, Франции, России, Англии, Италии… НО ГДЕ ЖЕ ВЕЛАСКЕС?
Сравнительно недавно правительство Мадрида решило построить под площадью парковку для машин для резидентов района, а заодно решили поискать знаменитые косточки. Когда подняли кладку и слой земли, на свет стали появляться косточки, но ни одна из них не умела рисовать:))… Была большая грызня по поводу затянувшихся поисков, потому что мэрия хотела побыстрее закончить стройку, а областное начальство — найти настоящие кости.
И тут на сцену вылезло министерство Культуры, которое ехидно прошипело: не там ищите, вот мы-то уж точно знаем где похоронен Веласкес.
С 1994 года два исследователя национального культурного наследия Испании создали теорию, что Веласкес похоронен под часовней Инмакулада Консепсион (Непорочное Зачатие) в монастыре Сан Пласидо в Мадриде. (О монастыре есть задумка рассказать в следующих очерках о легендах Мадрида).
Дело в том, что как раз в это время в монастыре обнаружили очень даже симпатичные мумии, две — мужскую и женскую, возраст которых совпадал с возрастом Веласкеса и его жены. Одеты мумии были почти по моде того века и причем мумия-сеньор была одета в тунику ордена Сантьяго. Украшения гроба, вернее то, что от него осталось, напоминало по описанию тот, в котором был Веласкес.
Но как же попали в этот монастырь пара Веласкесов? И тут появляется ещё один сеньор – Гаспар Фуэнсалида – друг Диего Веласкеса. Дело в том, что когда умер Веласкес, Гаспар уступил своему другу место в своём семейном склепе. Но через какое-то время умер и сам Гаспар и в своем завещании попросил, чтобы зять перехоронил его тайно в семейный пантеон Сан Антонио де ля Кабрера, что зять и выполнил.
Исследователи думают, что когда зять перехоранивал Гаспара, то заодно перехоронил и семейство Веласкесов, но не в семейный пантеон друга-Гаспара, а в склеп, который он приготовил для себя, в Мадриде, в монастыре Сан Пласидо, на улице Сан Роке, недалеко от Гран Биа.
Но на этом приключения не заканчиваются, так как если существуют приверженцы этой теории, то естественно, существуют и противники. Исследовать мумии собралась толпа специалистов: антропологи, полиция, судмедэксперты, токсикологи, археологи, историки… и выяснили: записано, что Веласкеса похоронили в сапогах со шпорами, а мумия была одета в чулки и туфли; так же гвозди, которыми был забит гроб не ржавые, а из документов известно, что церковь, в которой первоначально был похоронен Веласкес, страдала от большой влажности;
ну и плиссированные воротнички на мумии соответствуют моделям 18 века, а Веласкесы умерли и были похоронены в 17 веке.
Вот так и остался Веласкес потерян или не найден или не опознан….