Каждый год Мадридский квартал Ля Латина принаряжается для большого народного гуляния — вербена Вирхэн дэ ля Палома (Дева- Голубка). Вообще середина августа — праздники по всей Испании, которые посвящены Деве Богородице.
Мадрид имеет несколько святых-покровителей, но Вирхэн дэ ля Палома- стоит на вершине мадридской касты святых-покровителей. Эта Дева-Голубка так популярна в Мадриде, что существует сарсуэла (короткая опера), которая называется «Вербена дэ ля Палома», на основе этой оперы сделаны несколько художественных фильмов.
Практически все святые-покровители, которым поклоняются верующие — это скульптурные изваяния, но в данном случае — это холст неизвестного худлжника 18 века, который как бы не имеет художественной ценности.
На иконе изображена на самом деле Вирхэн дэ ля Соледад (Дева Одиночества), в народе прозванная дэ ля Палома, потому что холст находился на улице дэ ля Палома.
А улица получила своё название, потому что когда перевозили икону Вирхэн дэ лас Марабийяс (можно перевести как Дева чудотворная) из одной церкви в другую, то за кортежем следовал голубь, который потом прожил в церкви до своей смерти. Вот такие легенды, из одной вытекает другая и т.д.. но вернусь к Деве-Голубке.
Легенда рассказывает, что в 1787году картина была найдена грязной и в плохом состоянии одним нищим, который рылся в завалах мусора, чтобы раздобыть дров на обогрев. Найдя картину, он оторвал холст от рамы и отдал его мальчишкам, которые тут же неподалеку играли. Один из детей был племянником какой-то, на то время мало известной, Исабель Тинтеро. Исабель, увидев холст, за монеты выкупила его у мальчишек, привела в божеское состояние, сделала новую рамку и повесила на входе своего дома на улице дэ ля Палома. Икону украсила цветами и перед иконой горела лампадка.
В то же самое время у родственницы Исабель родился ребенок, и молодая мамаша, положив ребёнка перед иконой, попросила здоровья и всяческого благополучия у Богородицы. Помогло. Радио ОБС функционировала всегда молниеносно. Со всего города потянулись молодые мамаши просить за своих новорожденных детей. Пришлось Исабель выделить в своем доме отдельную комнату для паломников, а потом, поднасобирав приношений, рядом с домом построили небольшую часовенку. Но в скором времени и ее стало недостаточно, поэтому икону перенесли в близлежащую большую церковь Сан Педро Эль Реаль, где она и провисела до недавнего времени.
Не только простые смертные просили благословения у Девы. Своих младенцев приносили Мария Луиса дэ Парма (жена короля Карлоса 4-го, изображенная Гоей на картине «СЕмья Карлоса 4-го», во всей своей некрасе) и Исабель 2-я.
Благословения у Девы просят беременные женщины и роженицы. До сих пор каждую субботу утром проходит молебен за беременных женщин и их будущих детей.
Хронисты Мадрида рассказывают также о том, кто изображен на холсте. Говорят, что отец заказал портрет дочери перед уходом ее в монастырь. В монастыре девушка прослылы очень набожной, провела жизнь правильно, молясь усердно денно и нощно. После смерти ее канонизировали, она получила статус святой и ее портрет висел в монастыре как на доске почета в СССР. Её последовали сделали копии с портрета и таким образом одна из копий оказалась в Мадриде.
Но Вирхэн дэ ля Палома не толко защитница беременных женщин и рожениц, она еще и покровительница пожарников. Каждый год картину , которая висит над алтарем, снимают пожарники. Раньше, когда не было кареты для крестного хода с иконой, пожарники возили ее на своей машине, украшенной цветами.