Vseturisty.ru Все туристы — отзывы о поездках и путешествиях
Все туристы — отзывы о поездках и путешествиях

От Казбеги до Мцхеты. Грузия отзыв о путешествии

Тысячи и тысячи туристов ежегодно посещают Казбеги. Наконец-то в их число вошла и я!!!
Вместе с туристической компанией «Тарас-Тур» из Армавира, ранним сентябрьским утром мы пересекли российско-грузинскую границу и понеслись по горным серпантинам, чтобы встретить рассвет с видом на величественную горную вершину Казбек.
Название горы появилось лишь в начале 19-го века, а в 16-17 веках вулкан назывался Мкинварцвери, что в переводе с грузинского языка значит «ледяная вершина», Шат-горой — в переводе с ингушского «снежная гора». Это потухший стратовулкан, высота которого превышает 5000 метров. Последний раз извержение вулкана было примерно в 700 году до н.э. У Казбека есть две главные вершины, покрытые снегом: восточный (5033 метра) и западный (5025 метра) пики, которые соединяет хребет-седловина высотой 5005 метра.
С вулканом связано много старинных легенд. На высоте около 4000 метров в скале Казбека был высечен монастырь Бетлеми, который, согласно летописи «Картлис Цховреба», служил хранилищем церковных святынь и кладов. А еще по одной из легенд, к Казбеку был прикован Прометей, который похитил для людей огонь, но боги наказали его, и каждый вечер птица клевала печень прикованного к горе Прометея.

У подножия Казбека находится храм Гергети — церковь Святой Троицы 12-13 веков, где когда-то хранился крест просветительницы святой Нино. Чуть ниже церкви расположено село Гергети, поэтому церковь и называют Гергетской. Долгое время жители села были хранителями церкви и из поколения в поколение передавали потомкам ключ от входных ворот. Ныне Гергети — действующая церковь, где регулярно проводятся службы. Часть туристов поднимается к храму от села Степанцминда, расположенного напротив села Гергети. Пеший путь занимает около 3 часов, но можно подняться и на внедорожнике — за дополнительную плату, естественно. Нам повезло — мы поднялись к храму Гергети на своей «Делике»!) И вот — Казбек предо мною!!!

Наш гид Тарас Гуренко – любитель водить туристов так называемыми «антитуристическими» тропами). Поэтому и завез нас в село Сиони, которое находится недалеко от Военно-Грузинской дороги (ВГД). Название села пошло от имени храма, возвышающегося над населенным пунктом. Храму Сиони уже больше десяти веков.Рядом с храмом Сиони находится древняя сторожевая башня. В ней отсутствуют бойницы, и это говорит о том, что построена башня до введения огнестрельного оружия. По преданию, башню строил мастер Сисаури, живший в царствование царицы Тамары, в 12-13 веках…
Будете проезжать по Военно-Грузинской дороге, поднимитесь к храму Сиони, приложитесь к его древним стенам. Впечатляет!

Едем дальше. Военно-Грузинская дорога, Дарьяльское ущелье, Крестовый перевал… Все эти названия хорошо знакомы каждому человеку, перешедшему российско-грузинскую границу. Дорога, проложенная через Главный Кавказский хребет, длиной 207 км, соединяющая Владикавказ и Тбилиси, невероятна живописна. Красота и великолепие этих мест притягивают взгляд и завораживают!
Древняя тропа через перевалы Кавказа существовала на месте нынешней Военно-Грузинской дороги с незапамятных времен. Горные племена штурмовали здесь перевалы со своими отарами и торговыми караванами, но только в теплое время года: зимой перевалы засыпало снегом, и пересечь хребет становилось абсолютно невозможно…Трудно представить себе, что так когда-то выглядела Военно-Грузинская дорога.
Дорога поднимается по долине реки Терек, пересекает Скалистый хребет по Дарьяльскому ущелью, затем по ущелью реки Байдарка поднимается к Крестовому перевалу, откуда спускается в долину реки Белая Арагви и по правому берегу реки Кура, минуя знаменитую Мцхету, подходит к Тбилиси.

По Военно-Грузинской дороге я проехала уже два раза: первый — весной, второй — осенью. Проезжая по ВГД, можно увидеть ледники и снежные вершины Кавказа, альпийские луга, многочисленные деревни, цветущие сады и виноградники, пенящиеся речные потоки и низвергающиеся водопады, гору Казбек и храм Гергети, село и храм Сиони, о которых я уже вкратце рассказала, замок царицы Тамары и водопад Гвелети, которые я, уверена, увижу следующим летом!)

Кстати, о Крестовом перевале. Он проходит на высоте 2379 м через Главный Кавказский хребет. Свое название «Крестовый» перевал получил в 1824 году, когда был поставлен каменный крест для обозначения точки перевала.
Крест, возвышающийся над самим перевалом, имеет очень древнюю историю. «Впервые его воздвиг царь Кир для того, чтобы распинать на нём скифов. Однако в скором времени крест был снесён. Второй раз установкой креста занялся уже грузинский царь Давид Строитель. Произошло это событие в 11-ом веке. Именно этот человек очень много сделал для того, чтобы Военно-Грузинская дорога стала иметь большое значение не только для самой Грузии, но и для остальных государств. Однако тот крест тоже не сохранился. В третий раз крест на Крестовом перевале Военно-Грузинской дороги установил уже генерал А.Л.Ермолов. Произошло это событие в 1824 году. Сегодня крест здесь стоит на своём прежнем месте и представляет собой несколько каменных глыб, которые скреплены цементом, а на вершине этой глыбы и возвышается простой деревянный крест и его могут видеть все, кто здесь проезжает. На самом же Кресте до сих пор можно отчётливо прочесть надпись: «Во славу Божию и в управление генерала от инфантерии Ермолова, поставлен приставом горских народов майором Канановым в 1824 г.» Этот крест видели и проезжавшие здесь А.С.Пушкин, А.С.Грибоедов, М.Ю.Лермонтов…

Немного времени спустя мы остановимся около красивой крепости 17-го века выпуска, возвышающейся над Жинвальским водохранилищем.
Жинвальская ГЭС расположена на Военно-Грузинской дороге, примерно в 40 км от Тбилиси. Объект был построен в 1985 году, на месте поселкового центра Жинвали, в состав которого входило 18 сел. Во времена царицы Тамары, правившей в 12-ом веке, это был крупный грузинский город. Археологические раскопки свидетельствовали, что еще в эпоху неолита территория была плотно заселена.
В средние века Жинвали находился на перекрестке торговых путей. В городе было много храмов, дворцов, жилых кварталов, хорошая транспортная инфраструктура. Раскопки свидетельствуют, что там проживало много ремесленников, талантливых художников и архитекторов. На месте древнего поселения обнаружили 17 монет времен правления царицы Тамары. После того как в 1971 году было принято решение о строительстве гидроузла на реке Арагви, организовали научную экспедицию, чтобы закончить раскопки на месте будущего озера. Однако эти работы не удалось завершить, под водой оказались многие исторические и культурные памятники. Ученым так и не удалось исследовать порядка 8-ми культовых сооружений. Под водой остались ценные исторические документы, оружие, изделия из золота, церковные иконы. Были затоплены городские ворота, считавшиеся уникальным произведением искусства, и храм Почитания Креста Господня, построенный в 12-ом веке…

Рядом с Жинвальским водохранилищем расположена крепость Ананури, с 2012 года включенная в Мировое наследие ЮНЕСКО. Крепость была построена в 17-ом веке, на месте слияния рек Ведзатхеви и Арагви, и служила надежным оборонительным сооружением, которое перекрывало дорогу из Дарьяльского ущелья. Долгое время крепость была резиденцией арагвских эриставов — представителей грузинской знати, занимавших в ранге третье место после царских и княжеских особ. Верхняя часть крепости хорошо сохранилась до наших дней.

О крепости Ананури в истории осталось очень мало сведений. Ее считают самым загадочным сооружением Грузии.

«Спустя два века (приблизительно) после принятия Грузией христианства, в Грузию из сирийского монастыря Симеона Столпника прибыли проповедовать слово божье тринадцать старцев во главе с отцом Иоанном. Местом деятельности Иоанн избрал Зедазенскую гору…
Тринадцать святых сирийских (каппадокийских) отцов, вероятно, были грузинами, получившими духовное образование в знаменитой Лавре святого Симеона Столпника и в других монастырях Сирии и Месопотамии, с целью вернуться на родину и содействовать ее христианскому просвещению. Святой Иоанн Зедазнийский, глава этих подвижников, получил духовное образование в Антиохии. О месте его рождения и о родителях сведений не сохранилось. В молодые годы он принял монашество и предался уединенной аскетической жизни, стяжав впоследствии удивительную кротость, смирение и дар чудотворения. Слава о духовных подвигах привлекла к нему множество учеников, из числа которых святой Иоанн Зедазнийский избрал по жребию 12 человек и, исполняя повеление Божией Матери, отправился с ними в Грузию. Во Мцхета, древней столице Грузии, они, перейдя «немокрыми ногами» реку Куру, были радостно встречены народом, царем Парсманом и Католикосом-Архиепископом Евлавием. Летописцы повествуют, что святые каппадокийские отцы обратились к встречавшим их на грузинском языке, а войдя в соборный храм Светицховели и простершись ниц перед Животворящим Столпом, славили и благодарили Бога. По благословению Католикоса Евлавия святой Иоанн вместе с учениками поселился на горе Зедазени (отсюда наименование святого Иоанна — Зедазнийский), где некогда было языческое капище и возвышался идол. Подвижники жили в шалашах, питались травами и кореньями, постоянно пребывая в молитве и духовных размышлениях. К ним притекало множество больных, получавших исцеления по их молитвенному предстательству. Святому Иоанну явилась во сне Божия Матерь и повелела ему послать своих учеников по разным местам Грузии для проповеди Слова Божия и пастырского назидания. Выслушав наставления святого Иоанна, одни ученики отправились в Кахетию, другие в Карталинию. «Все они… учили народ, наставляли его в вере, уничтожали мрак суеверия и истребляли оставшиеся в горных теснинах идолослужение и капища, вместо чего воздвигали святой крест и святые храмы, устроили в народе гражданственность…». Разослав своих учеников, святой Иоанн Зедазнийский оставил при себе диакона Илию и углубился в молитвенные подвиги. Святой Иоанн сумел противостоять козням злых духов, которых изгнал Именем Христа из пределов Мцхета. По молитве святого Иоанна на горе Заден заструился источник целебной воды. Получив откровение о своей смерти, преподобный Иоанн призвал к себе учеников — святого диакона Илию и святого Фаддея Степанцминдского, которым завещал похоронить его в тесной пещере на горе, на месте его подвигов. Причастившись Святых Таин, преподобный Иоанн увидел отверстое небо и воинство бесплотных Сил Небесных со множеством святых. В духовном восторге он предал свою праведную душу Господу. Кончина святого Иоанна последовала между 557 и 560 годами, при Католикосе Макарии. Ученики его, позабыв завещание преподобного, в сопровождении сонма духовенства перенесли тело святого в монастырь у подножия горы Заден и положили его в особом склепе. Но земля вокруг заколебалась, и сотрясения ее не прекращались до тех пор, пока тело святого Иоанна не было положено в пещере на вершине горы, как завещал преподобный. В 10-ом веке при Католикосе — Архиепископе Клименте на южной стороне этой пещеры была построена церковь в честь Иоанна Крестителя, так что святые мощи Иоанна Зедазнийского оказались в ее приделе, у жертвенника. Они были прославлены многими знамениями милости Господней. Монастырь, в его нынешнем виде, был возведен в 7-8 веках вблизи устаревшей крепости».
Такова история монастыря Ионна Зедазенского — Зедазени. Надеюсь, вам не было скучно!)

Остается добавить, что в 2012 году, у подножья горы Зедазени, в небольшом городке Сугарамо, открылся знаменитый на всю Грузию, да и не только, завод по производству лимонада Zedazeni . «Ключевые источники воды зарождаются из глубин горы Зедазени, откуда и происходит название нашего продукта. Главным фактором, определяющим высокое качество нашего продукта, является чистейшая природная вода источника, и натуральные фруктовые ингредиенты. Вы наслаждаетесь водой Зедазени благодаря специальным скважинам, установленным прямо на территории завода» — гласит реклама завода. Помимо 5 видов вкусного натурального лимонада, завод производит еще и пиво. Так что, будет в Грузии — непременно отведайте и то, и другое. Надеюсь, понравится!)

А тееперь еще одна легенда. «Давным-давно это было. В те времена царь Абхазии Константин и арабский эмир Абул-Касим долго и яростно спорили о том, кто будет править одной из областей Грузии – Картли. Спор этот длился на протяжении вот уже нескольких лет и совершенно не касался настоящего владельца этих мест недалеко от древней столицы Грузии – Мцхеты. А ведь земли эти принадлежали князю Симону.
Князь Симон построил здесь, в самой узкой части ущелья, свою крепость, которая надёжно охраняла путь в город. И тот, кто приходил в город с севера, должен был пройти сквозь эту крепость, потому что другого пути просто не было. К тому же, это был важный стратегический пункт в этой местности, завоевать который враги пытались не один раз.
У князя Симона было двое детей – дочь, добрая и красивая Макрине, и сын, смелый и любимый отцом Мамука. Когда Симон умер, его сын стал очень жестоко относиться к своему народу – к простым и бедным крестьянам. И как только Макрине не уговаривала своего брата быть добрым к подданным, он не хотел слушать её слов и продолжал делать так, как считал нужным. Со временем разговоры сестры о милосердии и добре настолько надоели жестокому Мамуке, что он решил заточить её в крепость. Здесь девушка проводила в одиночестве свои дни и ночи. Никто не имел права общаться с несчастной. А её брат делал всё то, что хотел, и его злость и ненависть росли с каждым днём.
Однажды в котёл с едой, где варился суп для Мамуки, попали два ворона. Повара вылили эту похлёбку на землю, считая, что она совершенно не пригодна для еды. Жадный Мамука, который берёг каждую крошку, сильно разозлился за такую расточительность на поваров и в сильной ярости захотел расправиться с ними. Но в это самое время из перевернутого котла выползли змеи и набросились на злого молодого человека. Всю эту сцену из окна своей башни наблюдала Макрине. Она подняла руки к небу и обратилась к Богу с просьбой простить и спасти её заблудшего брата. Бог услышал мольбу несчастной женщины и помог спастись Мамуке.
После этого случая молодого человека как подменили. Всё своё богатство он раздал бедным, постригся в монахи и пошёл по свету собирать подаяние для постройки церкви. Его сестра, освобождённая из своего заточения, также приняла монашеский обет и осталась жить в Мцхете.
С того момента прошло 70 лет. Сильно постаревшая и больная Макрине скончалась в одну из весенних ночей. В день её похорон к её гробу подошёл какой-то старец, поцеловал умершую в лоб и произнёс такие слова: «Сестра моя, мы исполнили наш обет».
Сказав это, Мамука, а это был именно он, умер рядом со своей сестрой. С тех самых пор крепость, где когда-то жил князь Симон и его дети и которая пустовала после ухода Мамуки, стала носить название Бебрисцихе, то есть «Крепость старца».

Вот так звучит грустная легенда об одной из достопримечательностей Мцхеты. Мимо крепости Бебрисцихе также проходит Военно-Грузинская дорога. Но не каждый попадает в Крепость Страца, ведь все стремятся побыстрее попасть в древнюю столицу. И к этой крепости нас также привела «антитуристическая тропа», проложенная Тарасом Гуренко).

С крепости открываются великолепные виды на реку Арагви и Мцхетскую долину, древний город Мцхета, можно разглядеть храмы Светицховели, Самтавро, Джвари. Большая часть стен Бебрисцихе разрушена, в основном, после оползня весной 2012 года. Говорят, что крепость будут восстанавливать. Но пока этого не произошло, и по территории нужно передвигаться очень и очень осторожно.
О крепости мало, что известно. Считается, что Бебрисцихе – одна из старинных крепостей Грузии. Построена она была в 9-ом веке, через 4 года после того, когда Мцхета перестала быть столицей. В исторических документах крепость упоминается как место смерти царя Деметре I, в 1156 году.

А недалеко от Мцхеты, в ущелье на берегу Куры, на высоте 750 метров, находится знаменитый Шио-Мгвимский монашеский архитектурный комплекс. В переводе «Шиомгвиме» означает «Пещера Шио». монастырь был так назван в честь монаха, который много лет вплоть до своей смерти жил здесь отшельником.

Считается, что христианский миссионер Шио сам выбрал место для закладки храма. Для этого он положил на руку горящий ладан и пошёл туда, куда указывал дым. Поэтому часто на иконах Шио изображают с дымящимся на руке ладаном. Первый храм возвели в 560–580 годах, и он носил имя Иоанна Крестителя. Последователи Шио вырыли себе пещеры в песчанниковом обрыве. Эти пещеры можно видеть по сей день. Но даты их возникновения точно не определены.
Одним из первых последователей был Евагрий, который владел крепостью Цихедиди неподалеку к югу за Курой. Однажды он отправился в горы на охоту и увидел там Шио. Он решил остаться вместе с ним, продал все свое имущество, раздал нищим и стал монахом…

…Возле храма Шио вырыл колодец и ушёл туда жить в формате затворничества. Старшим после себя он оставил Евагрия. В колодце Шио прожил 15 лет, питаясь водой и просфирами. Шио умер здесь же, и был похоронен прямо в колодце, который превратился в склеп. Мощи его хранились в монастыре до недавнего времени, и только в советский период их зачем-то сожгли. Небольшая часть уцелела и сейчас находится в храме Самтавро в Мцхете.
Евагрий в конце жизни так же ушёл затворником в колодец. Этот колодец сохранился, и недавно его верхняя часть была отремонтирована. Сейчас он хорошо виден у дороги, если идти снизу и обходить храм Иоанна справа по мостовой. Евагрий вошёл в историю как Святой Евагрий Шио-Мгвимский.

Монастырь Швио с самого начала своего существования был центром религиозной деятельности Грузии. Царь Давид IV Строитель сделал комплекс царским доменом и создал правила для монастыря в 1123 году. После падения единого царства в Грузии и постоянных нападений неприятелей монастырь пришел в упадок. Возрождаться он стал только в 15-ом веке, когда царь Георгий VIII отдал Шио-Мгвимский монастырь семейству Зевдгинидзе-Амилахвари, чьей семейной усыпальницей это место было вплоть до 19-го века. Комплекс частично разрушался и опустошался в 17-18 веках персидскими и турецкими войсками. В советское время монастырь закрыли, но в наше время он является действующим, привлекая паломников и туристов.
К сожалению, времени на посещение Швио-Мгвимского монастыря было очень-очень мало. Да и к тому же, у моего верного друга Кэнона сел аккумулятор. Поэтому за посещение монастыря я ставлю себе «Не зачтено»), и планирую появиться здесь еще раз, заглянув в каждый уголок одного из самых древних храмов Грузии.

Ну вот, пожалуй, и все, что я хотела рассказать, о своем первом, но очень насыщенном, дне пребывания в одной из самых красивых республик Кавказа. Завтра я встречусь со своей группой в Старом Тбилиси, и мы отправимся в увлекательнейшее 10-дневное путешествие по осенней Грузии! Обязательно поделюсь впечатлениями!!!

От Казбеги до Мцхеты. Грузия отзыв о путешествии

От Казбеги до Мцхеты. Грузия отзыв о путешествии

От Казбеги до Мцхеты. Грузия отзыв о путешествии

От Казбеги до Мцхеты. Грузия отзыв о путешествии

От Казбеги до Мцхеты. Грузия отзыв о путешествии
Жинвальское водохранилище

От Казбеги до Мцхеты. Грузия отзыв о путешествии

От Казбеги до Мцхеты. Грузия отзыв о путешествии
В Дарьяльском ущелье можно увидеть травертины. Это известковый туф — поликристаллическая хрупкая тонкозернистая гомогенная горная порода, образованная минералами карбоната кальция, известковые отложения углекислых источников. Горная порода выделяется из подземных вод в пещерах, образуя сталактиты и сталагмиты. Травертины Крестового перевала необыкновенно красивы!
От Казбеги до Мцхеты. Грузия отзыв о путешествии
Военно-Грузинская дорога
От Казбеги до Мцхеты. Грузия отзыв о путешествии
Крестовый перевал. Арка Дружбы
От Казбеги до Мцхеты. Грузия отзыв о путешествии
Возле храма Сиони когда-то Остап Бендер танцевал лезгинку. В фильме «12 стульев», 1971 года выпуска, село показали перед сценой «лезгинка в Сиони», но саму сцену сняли в Дарьяльском ущелье у замка Тамары.
От Казбеги до Мцхеты. Грузия отзыв о путешествии
Казбеги. Святой истоник недалеко от церкви Гергети
От Казбеги до Мцхеты. Грузия отзыв о путешествии
Какое везение увидеть знаменитую гору Казбек без облаков!!
От Казбеги до Мцхеты. Грузия отзыв о путешествии
Казбеги. Церковь Гергети