Vseturisty.ru Все туристы — отзывы о поездках и путешествиях
Все туристы — отзывы о поездках и путешествиях

Южная Осетия отзыв о поездке

Так сложились счастливые обстоятельства, что в один прекрасный момент я получила возможность путешествовать по удивительной и очень красивой горной стране под названием КАВКАЗ. Мой интерес к нему не знает ни границ, ни политики. И сегодня, очень стараясь не окунаться в эту самую политику, я хочу рассказать о маленькой частице большого Кавказа – республике Южная Осетия, частично признанном государстве.

Вопрос о международно-правовом статусе Южной Осетии до сих пор является спорным: независимость республики признана только четырьмя государствами-членами ООН – Россией, Венесуэлой, Никарагуа, Науру, частично признанной Абхазией и непризнанными Приднестровьем, Нагорным Карабахом, Донбасской и Луганской народными республиками. Согласно административно-территориальному делению Грузии территория, на которой расположена Южная Осетия, относится к части территорий краёв Грузии Шида-Картли, Мцхета-Мтианети, Имерети и Рача-Лечхуми и Нижняя Сванетия. В Конституции Грузии именуется как «бывшая Юго-Осетинская автономная область», в ряде других документов — как «Цхинвальский регион».

Мне давно хотелось попасть в эти края. Поэтому, как только мне предложили принять участие в трехдневном автопробеге Армавир – Северная Осетия – Южная Осетия – Армавир, я, естественно, сразу же согласилась. И вот, после двух насыщенных дней, проведенных в североосетинских ущельях, мы, наконец, подъезжаем к границе, проходим тщательнейший пограничный осмотр, включая сканирование автомобилей, и спустя пару часов выезжаем из знаменитого Рокского тоннеля.

В Цхинвал мы прибыли уже затемно, заселились в гостиницу «Алан», в самом центре города, на улице Героев. Во времена Советского Союза гостиница процветала, но события последних 20 лет наложили «суровый» отпечаток на внешний, да и внутренний вид «Алана». Во время августовской войны 2008 года здание гостиницы со всех сторон было обстреляно танками, в ее подвале в это время укрывались мирные жители. После войны «Алан» пытаются восстановить, но финансовые трудности из-за малого количества постояльцев не дают возможности довести дело до ума. Но про гостиницу я лично ничего плохого сказать не могу – чисто, насколько это возможно, и комфортно.

С утра мы отправились на рынок и знакомиться с городом, от одного названия которого по телу начинают бегать мурашки и литься слезы.
В настоящий момент в Цхинвале проживает порядка 30000 человек, из 50 000-го населения Южной Осетии. Город, конечно, производит впечатление, которое так просто и не опишешь словами. Здесь повсюду следы войны, дыры от пуль, полуразрушенные здания, выбитые стекла, а над городом витает облако большой людской, грузино-осетинской трагедии. Но люди живут, работают, стараются содержать свой любимый город в чистоте и порядке, бережно относятся к памятным местам и памятникам. На что живут – остается только догадываться. Я до сих пор помню счастливые глаза молодой женщины в пекарне, когда мы в около 9 часов утра заказали ей для выпечки целых пять осетинских пирогов с сыром и с капустой. Думаю, мы ей выполнили план на целый день!) Мне на всю жизнь запомнился большущий ароматный, с кипящим сыром в серединке, осетинский пирог. Я отрывала кусочки мякоти, обмакивала их во вкуснейшую сырную жижку и уплетала за обе щеки, благодаря осетинку, положившую огромное количество сыра и вложившую в изготовление национального пирога кусочек своей доброй и гостеприимной души.

Цхинвал. Существует несколько версий происхождения названия города: первая – слово происходит от аланского синх/сых «квартал, поселение» и уал «верхний, верховный», то есть «верховное обиталище»; вторая – от от сванского или грузинского Кцхинвали, дословно означающего «земля грабов». В 1934 году в честь Иосифа Сталина город получил название Сталинир, или Сталинири. В 1961 году был переименован в Цхинвали, а в 1991 году властями Южной Осетии было официально утверждено название Цхинвал.

Окрестности современного Цхинвала, как утверждают археологи, были населены ещё в бронзовом веке. А картлийское село Цхинвал упоминается в грузинских источниках в 1398 году.
В начале 18-го века Цхинвал был небольшим «царским городом», населенным преимущественно монастырскими крепостными. После вхождения Картли-Кахетинского царства (1801) в состав России, Цхинвал – населённый пункт Грузинской (до 1840 года), Грузино-Имеретинской (до 1846 года ) и Тифлисской губерний.
В 1918-1920 годы в городе происходили столкновения между грузинской народной гвардией и большевистскими осетинскими крестьянами. Советская власть была установлена Красной Армией в марте 1921 года, а год спустя, в 1922 году, Цхинвал стал столицей Юго-Осетинской автономной области в составе Грузинской ССР.

В преддверии событий августа 2008 года, со 2 по 8 августа, производилась массовая эвакуация населения. В ночь на 8 августа грузинские войска подвергли город обстрелу из реактивных установок «Град», а на рассвете начали штурм города с применением танков. Цхинвал так и не был взят грузинскими вооружёнными силами. По сообщению властей Южной Осетии, при штурме Цхинвала и соседних сёл погибли 1492 жителя республики. В результате нападения в городе было повреждено около 80% зданий. По словам августовского доклада посла России в Грузии, «города Цхинвали больше не существует. Его просто нет. Он уничтожен грузинскими военными».

В настоящее время город жив, да и будет жить. Но как и с каким чувством внутри просыпаются по утрам грузино-российские жители Цхинвала – известно только им…

…Южная Осетия очень богата историческими памятниками, в том числе и крепостями и башнями. Говорят, на территории республики их насчитывают около ста. В основном, они расположены высоко в горах или спрятаны в лесах.
Но одну из них долго искать не пришлось. Она находится рядом с трассой Цхинвал-Владикавказ, на территории разрушенного села Ачабети. Говорят, что в древности здесь были владения князей Мачабели. Но историки не могут утвердительно ответить, княжеский это замок-крепость или нет. Крепость Ачабети производит очень грустное впечатление, может быть, даже и потому, что вся территория вокруг нее усыпала ящиками от боеприпасов и стрелянными гильзами — напоминаниями о совсем недавних боевых действиях…
Другое очень древнее строение, куда «занесла нас нелегкая»), расположено в ущелье реки Стыр Леуахи. Увидели мы эту крепость совершенно случайно, и отправились покорять вершину холма, на которой возвышался Кехви-Цихе – как выяснилось позже, самый крупный замок во всей Южной Осетии, находящийся в нескольких шагах от еле-еле живого, когда-то грузинского, селения Кехви.
Никто тоже толком не знает, когда была построена эта крепость. Но скорее всего, она средневековая…
Проезжая от Цхинвала в сторону границы, нельзя не заметить древнюю крепость, которая возвышается на одном из холмов по правую сторону реки Лиахва. Уже дома я узнала, что «прекрасную незнакомку» зовут Дманниской крепостью. Эта дама тоже тщательно скрывает свой возраст, но по предположениям историкам, ей порядка 500 лет от роду…

Недалеко от селения Монастер (с осетинского дословно переводится как «большая вера») расположена древняя обитель — Тирский Богородице-Рождественский мужской монастырь. Он также известен как «Тирис монастери» или под ласковым именем – «Тири». Храм находится в юрисдикции Аланской епархии. С 2010 года монахов здесь нет, но богослужение иногда ведется…
Есть версия, что первые монахи поселились здесь в пещерах еще в 6-ом веке, и образовали своего рода пещерный монастырь, или «монастырь в скале», откуда и название Тир, которое означает «скала». В 12-ом веке построили основной храм — Рождества Пресвятой Богородицы с двумя приделами, в 14-ом веке была возведена колокольня, а в 16-ом веке – трапезная, хозяйственные постройки и два придела. В 14-ом веке в Тири появились и фрески в византийском стиле.
В монастыре похоронен сын царя Вахтанга VI и один из представителей рода князей Мачабели.
Тирский монастырь имеет международное историческое значение, ЮНЕСКО включило его в список памятников всемирного наследия.
Тири производит наивысочайшее впечатление! Да и место, где он расположился, — удивительной красоты! Уезжать отсюда не хотелось!

Но вот мы уже въезжаем в невероятно красивое ущелье Южной Осетии – Урс-Туалта, что в переводе означает Страна Белых Туальцев. В этой стране есть высокогорные озера и минеральные источники, боевые башни и даже древние городища. В этих местах насчитывается самое большое число башенных комплексов во всей Осетии – порядка 70, а также несколько десятков других древних сооружений, большинство из них боевого предназначения.

«Территория, которую занимали в средневековье южные осетины, (самоназвание – «хусайраг») называлась Двалетией. Двалетия охватывала большую часть горной и предгорной зоны нынешней территории Южной Осетии. Свое название она получила по имени племени двалов, имя которых идентично осетинскому племенному названию «туал» или «двал».
ТУАЛЬЦАМИ (осет. «туаллаг») осетины называют тех своих соплеменников, которые живут в высокогорных районах Центральной Осетии – в верховьях реки Ардон, начиная от Кассарской теснины, в Алагирском ущелье, и заканчивая Главным Кавказским хребтом. Эту территорию осетины называют общим именем ТУАЛГОМ (буквально «Туальское ущелье», «ущелье туалов»). Район, примыкающий к Туальскому ущелью на южной стороне хребта, осетины и называют УРСТУАЛТА, т. е. ущелье «белых двалов».
УРСТУАЛТА включает в себя территорию в верховьях реки Большая Лиахва от селения Згубир до Кельского озера и Кадласакского перевала. В средневековой грузинской литературе этот район известен под названием МАГРАН-ДВАЛЕТИ».
Нам посчастливилось побывать в высокогорном селе Згубир Страны Белых Туальцев, расположенном на высоте 1600 метров над уровнем моря. Село спрятано от любопытных глаз в ущелье стремительной реки Сбадон. Здесь потрясающая природа, живописные пейзажи, шикарные горные вершины, покрытые вечными снегами. В некогда густонаселенном высокогорном Згубире в настоящее время живут всего десять человек. К великому сожалению, в Южной Осетии много таких сел, где еще совсем недавно кипела жизнь. Они буквально вымерли за годы войны и разрухи. В последнее время эти села посещают только лишь журналисты да неугомонные туристы.
«Много лет в селе не было света. Первая лампочка в селе зажглась в 1974 году, но когда началась война с Грузией, об электричестве здесь «забыли» на долгие 19 лет. ЛЭП заново провели лишь в 2012 году, для местных жителей это стало настоящим праздником. Они наконец-то смогли обзавестись телевизорами. Теперь свои вечера они проводят за просмотром новостей, фильмов и сериалов. Правда, новости местного телевидения до них не доходят, показывают только российские телеканалы».
Переехав через речушку по еле дышащему мостику, поднимаемся наверх. На въезде в село нельзя не заметить древнюю древность – небольшой однокупольный храм, сложенный из камня. Храм этот 19-го века выпуска, и построен Обществом восстановления православного христианства на Кавказе. Как правило, церкви строили на месте древних святилищ. Думаю, что и эта – не исключение. Церковь стоит в очень красивом месте – на холме, возвышающемся над стрелкой рек Эрмандон и Сбадон. Для згубирцев этот храм – символ Веры. Здесь отмечают как православные праздники, так и традиционные. «Укрепление с брешью» — так переводится с осетинского название села Згубир.

Как всегда, времени у нас было «в обрез». Пробежались по ущелью Белых Туальцев бегом-бегом. Сюда нужно ехать на несколько дней, и обязательно летом, чтобы не было холодно ночевать в палатках). Хотя говорят, что местные жители очень добрые и гостеприимные, с удовольствием пускают на ночлег в свои скромные жилища, угощают – чем бог послал (в том числе, наверное, и Цалагомским сыром – очень сытным и нежным, приготовленным из молока с ароматом южноосетинских альпийских лугов), да еще и сказки на ночь рассказывают – легенды о здешних местах).

В самом сердце Страны Белых Туальцев, ущелья Урс-Туалта, находится крошечное селение Едиса. Оно настолько далеко расположено от цивилизации, что если бы не пограничный пункт по соседству и водовод, поставляющий воду в столицу Южной Осетии – Цхинвал, то про село давно бы уже забыли, и дороги к нему не найти было.
Мы не доехали до Едисы несколько десятков метров. Нашей целью был старый полуразрушенный храм, как выяснилось позже – 18-го века. И уже с холма, на котором стоит церковь, разглядывали полуразрушенное поселение, в котором еле-еле теплилась жизнь…
Тайна села Едиса открылась мне в теплой и комфортной домашней обстановочке около компьютера. Оказывается, еще в 1965 году около Едисы проводились археологические раскопки, которые показали, что в этом месте в далеком средневековье существовал город, населенный аланами – предками осетин. В городе том было около сотни строений: жилища, хозяйственные постройки, мастерские. Город располагался на склонах небольшого холма. В верхней части поселения находилась цитадель, фундамент которой сохранился до наших дней. Этот холм местные жители издавна называли «Царциаты калак» т.е. город Царциатов.
К сожалению, говорят археологи, уже невозможно узнать, как назывался этот город. «Известно лишь то, что в грузинских письменных источниках есть упоминание о населенном пункте «Едис калак» (слово «калак» тюркского происхождения означающее «город»). Первое время было неясно, кем были жители древнего поселения. Считалось, что это были Царциата – легендарный народ, герои осетинского национального фольклора. Однако археологические раскопки показали, что город населяли вполне реальные, а не мифические аланы. Об этом свидетельствуют найденные оружие, предметы быта и характер захоронения, аналогичные тем, которые встречаются в аланских погребениях Северного Кавказа. Но наиболее убедительным доказательством стала находка так называемых деформированных черепов. Это были продолговатые по форме, отличные от обычных – овальных – черепа. Дело в том, что аланская аристократия старалась выделяться среди остальных своих соплеменников, и поэтому в ее среде существовал обычай, связанный с искусственным изменением формы головы.
Для этого детям, преимущественно мальчикам, сразу же после рождения к вискам приставляли тонкие дощечки. Дощечки обматывались полосой материи вокруг головы ребенка. Таким образом, задавалось направление роста костей черепа. В результате этого приема форма головы по мере роста ребенка приобретала вытянутую форму. Со временем дощечки убирались. Теперь знатного человека можно было узнать не только по богатой одежде, но и по характерной форме головы.
Интересно отметить, что существование этого обычая отразилось и в сказаниях о Нартах, где понятием «гуыппырсар» (букв. «вытянутоголовый») выражается знатность и именитость героев эпоса. Еще одной особенностью было то, что большая часть погребенных в могильнике людей была высокого роста – 180-190 см.
Существование в горном ущелье на высоте более 1900 метров над уровнем моря города было вызвано определенными условиями. И главное то, что поселение находилось на пути сообщения между Южным и Северным Кавказом и через эти территории со всем миром. Найденные здесь утварь, монеты, драгоценности свидетельствуют о торговых связях с Ираном, Средней Азией, Византией. Помимо этого, город был торговым центром и для соседних ущелий.
В поселении было развито ремесленное производство по изготовлению глиняной посуды, металлических орудий труда, оружия и доспехов. В восточной части города была обширная площадь. Здесь, очевидно, и происходила торговля, устраивались празднества или собиралось местное воинство перед отправкой в поход «балц» или для отражения вражеского нашествия.
Аланы, жившие в городе, были христианами. На это указывают и погребения, имеющие характерные для христианства признаки: ориентация тела покойного по частям света, положение на спине и т.п. Возможно, что в «Царциаты калак» был и один из центров аланской епархии.
Первые поселения на месте «Царциаты калак» относятся к VIII веку, но становление самого города и его расцвет приходятся на XI-XII века. Однако позже, в период монголо-татарского нашествия, торговля приходит в упадок, торговые связи нарушаются, и город постепенно приходит в упадок. Начинается отток населения, все труднее становится обороняться от врагов. В XIV веке город подвергается вооруженному нашествию, предположительно – воинства Ксанских эриставов. Очевидно, в основе военных действий против своих одноплеменников имела место обида. Дело в том, что основатели династии Ксанских эриставов в свое время выселились из Северной Осетии. Первоначально, как свидетельствует «Хроника Ксанских Эриставов», они поселись именно у селения Едыс. Однако вскоре, пользуясь своей военной силой, они попытались строить укрепления и обосабливаться. Это вызвало недовольство местных аланских родов, которые под угрозой оружия заставили их покинуть ущелье. Основатели династии Ксанских эриставов поселились в ущелье реки Ксан, превратившись со временем в могущественный род. Возможно, разорение «Царциаты калак» стала местью его жителям за прошлое «гостеприимство».
В результате военных действий город был практически сожжен. Уцелевшее немногочисленное население после нашествия пыталось возродить свой город, но без особого успеха. Вскоре «Царциаты калак» покинули последние жители, и он зарос лесом. Время спустя неподалеку от него образовалось новое поселение Едыс, жители которого и донесли до нас память о древнем городе на территории Южной Осетии».
Пока читала это, моему удивлению не было предела! И это еще мягко сказано). Вот это Едиса! Кладезь древностей! Знать бы все это раньше, можно было бы более тщательно изучить территорию вокруг села.

После небольшого перекуса мы отправляемся к границе Южной и Северной Осетии. Уже в сумерках проезжаем село Рук с полуразвалившимися родовыми башнями. Рук принято считать родовым селением фамилии Плиевых. По преданию, первым человеком, который осел в этих местах, был Рок (Рук) Плиев, который увидел здесь оленьи рога и плетеные прутья, и понял, что это святое место. На этом месте Плиев обосновался, привез семью. Принято считать, что название села Рук произошло от иранского слова «раука», что значит «светлое место».
Рук представляет собой цепочку селений Нижний Рук, Средний Рук и Верхний Рук. Села эти тоже очень древние, в них также много боевых и родовых башен, семейных склепов. Вполне возможно, что когда-нибудь нам предоставится возможность познакомиться с этими поселениями поближе.
Верхний Рук – последнее юго-осетинское село перед границей. Дальше – Рокский (Рукский) тоннель, с которого мы и начали день назад знакомство с Южной Осетией.

Южная Осетия отзыв о поездке

Южная Осетия отзыв о поездке

Южная Осетия отзыв о поездке

Южная Осетия отзыв о поездке

Южная Осетия отзыв о поездке

Южная Осетия отзыв о поездке

Южная Осетия отзыв о поездке

Южная Осетия отзыв о поездке

Южная Осетия отзыв о поездке

Южная Осетия отзыв о поездке

Южная Осетия отзыв о поездке

Южная Осетия отзыв о поездке

Южная Осетия отзыв о поездке

Южная Осетия отзыв о поездке

Южная Осетия отзыв о поездке