Vseturisty.ru Все туристы — отзывы о поездках и путешествиях
Все туристы — отзывы о поездках и путешествиях

Грузия Путешествие из Местиа в Ушгули отзыв о поездке

Мы едем в один из самых отдаленных и таинственных уголков не только региона Сванети, но и Грузии. 46 километров бездорожья, 3 часа пути, ухабы, пыль, серпантины, сванские башни, горные реки, водопады и шикарные акварели осени!

Посетить Ушгули нужно обязательно каждому туристу, прибывающему в Сванети! Это одно из самых высокогорных сел, его архитектурный ансамбль входит в список ЮНЕСКО. Ушгули – это община, в которую входит четыре селения: Муркмели, Жабиани, Чажаж и Чубиани. И в каждом из них – десятки древних, сложенных 600-700 лет назад, каменных башен…

Ушгули расположилась у подножия покрытой снегом даже в середине лета Шхары – одной из высочайших гор Главного Кавказского хребта. Община Ушгули загадочна и уникальна, здесь слились в единое — прошлое, настоящее и люди, живущие в этом затерянном мире, суровые, но одновременно добрые и гостеприимные. Здесь находится край красивой и самобытной страны Кавказа – Грузии, которую я уже ОБОЖАЮ!!!

…Всего на территории Сванети сегодня насчитывают около 14 тысяч человек, проживающих в 147-ми селах. Все сёла территории поделены на общины, их 16 – Местия, Бечо, Ипари, Кала, Латали, Лахамула, Ленджери, Мулахи, Накра, Пари, Ушгули, Хаиши, Цвирми, Цхумари, Чубери и Эцири. Административным центром является самое крупное село — Местиа — на его территории проживает порядка 2600 человек. Некоторые общины могут состоять всего лишь из 2–3 семей, а некоторые довольно многочисленны…

…Первые километры дорога из Местиа в Ушгули находится в хорошем состоянии. Ехать по ней – огромное удовольствие, особенно потому, что тебя сопровождают великолепные сванские пейзажи, переполненные селами, башнями, снежными вершинами, среди которых и знаменитая Ушба. Сначала трасса идет вдоль общины Мулахи, расположенной на берегу реки Мулахура, состоящей из 11 сел и растянутых вдоль реки на 5-6 километров. Часть из них находится на правом берегу реки, часть — на левой. Поселки расположены на высоте около 1600 метров. Население общины Мулахи составляет 1200 человек.

А вот мы уже в Ипари – общине с населением всего лишь в 300 человек и состоящей из пяти сёл. Запоминается эта община туристам тем, что на ее территории есть Башня Любви, построенная на огромном камне, на берегу реки Ингури. Мы тоже, конечно же, сделали остановку около самой знаменитой сванской башни. Башня находится в частных владениях ипарской семьи — Курдиани. По легенде, на охоте погиб возлюбленный одной девушки, и она каждый день приходила на место его гибели. Отец, видя, как страдает его дочь, решил построить ей башню, в которой она и жила до конца своих дней.

Проезжаем мы также и общину Кала, расположенную всего лишь в 6 километрах от Ушгули. В восьми селах проживает всего 172 человека. В 1987 году в этих местах прошла лавина, и община практически опустела. На территории общины Кала в настоящее время обитаемы всего несколько домов, в том числе и в селе Давбери, которое я покажу.

Подъезжая к Ушгули, видим возвышающийся над общиной замок царицы Тамары. Его правильное название — Верхний Чажашский, и дано оно в честь села Чажаши — одного из четырех сел в общине Ушгули.

Легенды рассказывают, что царица Тамара ездила с визитом в Сванети, и останавливалась именно в Ушгули, так как здесь была ее летняя резиденция. Вроде как в жару царица перебиралась в Сванети, а когда наступали холода – она возвращалась в Тбилиси. Но те, кто побывал в Замке (у нас, к сожалению, не хватило времени), рассказывают, что, скорее всего, он использовался не в качестве резиденции, а в качестве своего рода погранзаставы.

Расположена община Ушгули у подножия горы Шхара, высотой 5068 метров (иногда пишут и 5203), у истоков реки Ингури. Кстати, в Ингури на протяжении многих лет добывали золото, причем, очень интересным способом – шкуру овцы опускали в воду и на неё цеплялись песчинки драгоценного металла.

Ушгули состоит из четырех сел. Первым по трассе (из Мести) идет Муркмели, затем Чажаши, Чвибиани и Жибиани расположены уже ближе к Шхаре. Чуть дальше Жибиани находится знаменитый храм Ламария с фресками — церковь девы Марии (на высоте 2300 метров), куда мы тоже, увы, не попали. Нельзя объять необъятное!)
Так что, Замок царицы Тамары и храм Ламария будут обязательны для посещения в программе следующего приезда в Ушгули!).

Особое внимание привлекло село Чажаши – этакий город-музей. Думаю, здесь интересно было бы побродить по каменным улочкам, между домов, забраться в башни. Тем более, что говорят, что чажашские башни отличаются от прочих сванских, хотелось бы сравнить, например, с той, в которую мы забрались в Местии. Вот так нашлась третья причина приехать в Ушгули еще раз).

Причина № 4 повторного появления в общине – посещение этнографического музея Ушгули, организованном в частном доме 16-го века. В нем собраны предметы быта той эпохи из частного собрания.

В одном из кафе Чажаши мы знатно отобедали. В числе местных вкусняшек были знаменитые кубдари – пирожки с мясом, пройти и проехать мимо которых в Сванети просто невозможно. А еще, говорят, здесь готовят самые вкусные «чвишдари» — хлеб с начинкой из сыра и «ташмуждаби» — картофель, запеченный с сыром. Отведать их, видимо, и будет причиной № 5 (для повторного приезда в Ушгули).

К причине № 6 отнесем музей икон Ушгули, к 7-ой – церкви святой Барбары и Спасителя в Муркмели, церковь Спасителя в Чвибиани и Жибиани, церковь святого Георгия в Жибиани.

Название Ушгули связывают со значением «Бесстрашное сердце». История гласит: «Ушгули была общиной без господина, где никогда не было крепостного права. Желающие господствовать в Ушгули семь князей Дадешкелиани, в течение 4-х веков пытавшиеся покорить ушгульцев и периодически прорывавшиеся в Верхнюю Сванетию и доходившие до башен Ушгули, были убиты.
Последним был Пута Дадешкелиани, в убийстве которого принимала участие вся деревня, и эта легенда имеет историческое подтверждение. Князь Пута Дадешкелиани не раз уже отступал от Ушгули, но не оставлял мысли о покорении этого общества.
Ушгульцы пригласили его в гости. Осторожный феодал принял приглашение только после того, как оставил у себя дома заложниками сыновей ушгульцев, во главе с сыном старшины общества. Князь пировал под большим деревом, а тем временем каждый сван Ушгули соскабливал со своей пули немного свинца. Из стружек отливается общая пуля, заряжается кремневое ружье и незаметно наводится на Дадешкелиани. К спусковому крюку ружья привязывается веревка, за которую берутся представители всех семей. Князь хмелеет, а они ждут установленного сигнала. Наконец, тамада громко крикнул: «Подавайте нам красного вина!» Сваны потянули за веревку, раздался выстрел, и князь упал.
Убить гостя – преступление для сванов. Ушгульцы решились его совершить только ради своей свободы, возложив при этом ответственность на все общество. Утверждают, что был это единственный случай нарушения священного закона гостеприимства».

Община Ушгули является памятником всемирного наследия ЮНЕСКО – благодаря хорошо сохранившейся средневековой архитектуре. В том числе и башням, которых здесь насчитывают около 30.
Я много читала про сванские башни.Из различных источников насобирала информацию, что башни были разной конструкции и разного назначения, причем все они отлично соседствовали даже в пределах одной деревни. Были башни боевые – для защиты от врагов, были сигнальные – они ставились высоко в горах на определенном расстоянии друг от друга и ориентировались по сторонам света, были и хозяйственные – в таких хранилось продовольствие. В башнях прятались во время конфликтов и междоусобных войн. В случае опасности семья быстро взбиралась наверх, а вход закрывали большими камнями, которые всегда наготове лежали на первом этаже. Некоторые сванские башни отражали могущество и влиятельность рода, как, например, 10-этажная башня князей Дадешкелиани (в общине Бечо). Такие башни возводились вручную, в ее строительстве принимали участие все члены семьи (рода). Чем сильнее и богаче был род, чем больше мужчин было в нём, тем выше было строение.

Башни разделяются на родовые и сторожевые. Родовые башни строились рядом с домом и были соединены с ним переходом. Сванский жилой дом, называемый Мачуби, представлял собой высокое двухэтажное здание. Первый этаж использовался для жилья и под хлев для скота, на втором этаже находился сеновал. Дом отапливался очагом-камином характерной для сванской архитектуры конструкции, здесь же готовили еду. Из самого дома по переходу, либо потайным подземным ходом, можно было попасть в башню. Никто, кроме семьи не знал, где пролегает этот подземный ход. Сванские башни обустраивались таким образом, чтобы в них можно было изолированно провести довольно продолжительное время.

Башню строили на склоне, и обязательно ее ребро было направлено на этот склон. Фундамент башни – это сплошная кирпичная стена, высотой в 2 метра. Внутри нет никаких помещений или окон. Этот фундамент нужен для того, чтобы башня прочно стояла на земле. Далее над самим фундаментом есть лаз, к которому приставлена лестница. В случае опасности лестница поднимается внутрь башни. Выше расположены жилые и хозяйственные комнаты в несколько ярусов. А на самом верху – наблюдательная площадка.

Сторожевые башни ставились на стратегически важных участках и имели чисто оборонительную (от внешнего врага) и сигнальную функции. Родовые башни имели высоту 20-25 метров, сторожевые – 28 метров.
Сванские башни строились из булыжника и глыб, достигающих 1,5-2 метра или плиты сланца. Чем выше, тем меньший размер камней применялся. Все эти неотесанные камни укладывались на известковый раствор. Кладка была очень прочной. Снаружи стены штукатурились неизвестным сейчас способом так прочно, что на некоторых башнях она сохранилась. Но не все башни штукатурились. Например, башни Ушгули обходились без штукатурки. Толщина стен у основания башен доходит до 1,5 метров, к верхней части уменьшаясь до 70-80 сантиметров.
Внешний вид и внутреннее устройство сванских башен не имеет аналогов ни на Кавказе, ни даже в мире.

Причина № 8 приехать в Ушгули еще раз – провести несколько часов в местных башнях. Думаю, будет очень интересно!)

И напоследок – о горной вершине Шхара, у подножия которой лежит община Ушгули. Гора Шхара входит в состав 13-ти километрового горного массива, называемого Безенгийской стеной — излюбленного альпинистского маршрута. Первое восхождение на Шхару было совершено только в 1888 году англо-шведской командой альпинистов, а теперь это одно из самых лёгких и постоянно посещаемых альпинистами мест. В тот день мы из Ушгули пытались прорваться к леднику Шхары. Не хватило времени дойти! Так появилась причина № 9!)

Наступил вечер, и нам еще нужно преодолеть 46 километров бездорожья из Ушгули в Местиа. Кстати, я прочитала, что из Местиа в Ушгули есть ставший уже популярным пеший маршрут, на который нужно 4 дня – не торопясь, с чувством, толком и остановками). А почему бы его не пройти в обратном направлении, из Ушгули до Местиа? Вот и причина №10 для того, чтобы вернуться в Ушгули.

Ушгули, до новой встречи!

Остается добавить, что путешествие из Местиа в Ушгули навсегда останется в моей памяти, как одно из самых красивых и увлекательных из всех моих поездок по миру! Ощущения от бездорожья практически стерты, самые лучшие воспоминания – о великолепных пейзажах Сванети, о шикарной золотой осени, о бесконечных башнях!

Много слов благодарности было сказано нашему гиду-водителю Котэ — за виртуозное исполнение так называемой песни «Сванская дорожная»), за профессионализм на серпантинах, за легенды Сванети, за потрясающие смотровые площадки, за адское терпение на нас — сумасшедших фотографов)!

Грузия Путешествие из Местиа в Ушгули отзыв о поездке

Грузия Путешествие из Местиа в Ушгули отзыв о поездке

Грузия Путешествие из Местиа в Ушгули отзыв о поездке

Грузия Путешествие из Местиа в Ушгули отзыв о поездке

Грузия Путешествие из Местиа в Ушгули отзыв о поездке

Грузия Путешествие из Местиа в Ушгули отзыв о поездке

Грузия Путешествие из Местиа в Ушгули отзыв о поездке

Грузия Путешествие из Местиа в Ушгули отзыв о поездке

Грузия Путешествие из Местиа в Ушгули отзыв о поездке

Грузия Путешествие из Местиа в Ушгули отзыв о поездке