Хочу рассказать ещё об одной достопримечательности в Мадриде, которую игнорируют туристы, да и гиды не особо упоминают, если не спросишь настоятельно. Это Эрмита Сан Антонио Дэ ля Флорида.
«…У Сан Антонио, так как он святой-бракосочетатель, прося жениха ему так надоедают, что я не хочу, не хочу просить его ни о чем, только о любви…» — так поётся в одной сарсуэле о святом Антонио, любимом всеми мадридцами. Традиция просить жениха у Сан Антонио дэ Падуа — меет глубокие корни.
13 июня празднуют Святого Антония, родившегося в Португалии и умершего в Италии, в Падуа, но так чтимого в Мадриде, что они считают его своим святым. В этот день девушки до сих пор проводят один обряд: утром, с 6.30 до 7.00 они идут в Эрмиту и бросают иголку в чашу со святой водой. после месы они выходят и опускают руку ладонью вниз, стараясь, чтобы прилипла к ладони иголка. У кого иголка прилипнет, у того скоро появится жених или ухожер, а у кого несколько иголок -несколько претендентов. В старые времена, парни зная об этом обычае, приходили присматривать себе невест.
Прежде чем пострили эту эрмиту, сущесьвоало две других, которые снесли по разным причинам. Но так как поклонение Сан Антонио было (и остается) очень популярным, построили эту, которая находится на Пасео де ля Флорида, недалеко от станции метро-поездов-автобусов -Принсипе Пио. Начал ее строить в 1792 годуархитектор Франсиско Фонтана и закончил в 1797.
Несмотря на маленький размер, непривидный внешний вид, эта самая знаменитая эрмита в Мадриде имеет огромную истрическую ценность благодаря фрескам Франсиско Гойи. Карлос 4 заказал Франсиско Гойе расписать купол эрмиты , где Сан Антонио дэ Падуа совершает чудо: воскрешает убитого, чтобы он свидетельствовал против своего убийцы.
В 1905 году эрмита была признана Национальным Памятников(Монументо насиональ) и почти сразу же группа художников и интеллектуалов забила тревогу: из-за горения лампадок, кадила, из-за влажности и углекислоты, выдыхаемой постоянными почитателями Сан антонио фрески начали разрушаться.
Чтобы сохранить фрески, в 1928 году Хуан Мойя построил почти рядом эрмиту -клон, для религиозных целей, а эрмиту с фрескам Гойи оставили как музей и мавзолей Гойи -потому что именно там находится могила Гойи.
Путешествие postmortum Франсиско Гойи.
И говоря о Гойе –этот великий художник из Арагона, который так хорошо запечатлел Мадрид своего времени, умер в 1828 году в Бордо и был похоронен три раза: первый раз в Бордо, второй –в Сакраменталь дэ Сан Исидро в Мадриде и в третий- в эрмите дэ Сан Атонио дэ ля Флорида.
Умер Гойя в 1828г. Имел 82 года и ни одного реаля(гроша) в кармане. Закончил свою жизнь в Бордо, как беженец от абсолютистского режима Фернандо VII. В своем завещании написал, что хочет быть похоронен в одеждах ордена Сан Франциско и быт похороненным в церкви , в которой являлся прихожанином, но ниесповедимы пути Господни… Завещание было написано в 1811 году и тогда Гойя даже не подозревал, что на старости лет прийдется бежать во Францию. Когда умер Гойя не было под рукой ни у кого Францисканской сутаны да и не полагалось во Франции хоронить в церквях, и отправили его на обыкновенное кладбище, да еще и в чужой склеп.
В склепе уже находился друг и сват Гойи — Мартин Мигель Гоикоечеа, тоже бежавший от Фернандо VII, бывший губернатор Мадрида и сват Гойи. С тех пор Гойя разделяет могилу со своим другом до наших дней. Похоронили Франсиско Гойю на кладбище Grande Chartreuse в Бордо. Похороны были простые и малолюдные. Могила была помечена как N5, сектор 7а вконце аллеи на входе на кладбище.
Весь мир забыл о Гойя, об его искусстве и о его костях до тех пор, когда 52 года спустя,в 1880году, испанский консул в Бордо, случайно наткнулся на могилу Гойи, идя к могиле своей жены. Вернут Гойю на родину стало для консула первой задачей и для правительства Испании превратилось в дело государственной важности. 20 лет спустя, в 1900году Франсиско дэ Гойя и Люсиентес вернулся в Испанию, но бюрократия при этом превзошла все нормы.
В 1880 году Испански консул Хоакин Перейра случайно на полуразрушенном пантеоне прочитал имя Гойи и «покраснел от стыда,думая о том, что знаменитая художественная слава Испании лежит всеми забытый в полуразрушенном склепе, который имеет уведомление о сносе» так напишет консул в правительство Испании. Склеп имел уведомление о сносе и косточки Гойи могли оказаться в «осарио комун» -братской могиле. Перейра каким-то образом убедил правительство и в 1886 году закончили строительство Пантеона Выдающихся, который должен был приютить также драматурга Леандра Фернандеса дэ Моратина, поэта Хуана Мелендеса Вальдеса и философа Доносо Кортеса. Через 2 года исполнительный директор по вопросам общественности Эмилио Нието написал консулу записку с предложением переправить Гойю(то, что от него осталось) с каким-нибудь отпускником, возвращающимся из Бордо в Мадрид после отпуска и таким образом, избежать лишних затрат. Консул возразил скряге и пришлось еще прождать несколько месяцев, чтобы перевели минимум необходисых средств.
Пришел момент эксгумации. Был ноябрь 1888года и случился сюрприз на грани шока: в открытом склепе оказалось 2 гроба без идентифицирования с полным набором костей в одном гробе и во втором не хватало черепа, именно в том, где по-идее лежал Гойя. Определили так, потому что этот гроб стоял перым на входе(т.е. захоронен последним) и в гробу были остатки коричневого шелка, что когда-то было любимой шапочкой Гойи. Так как гроб не имел признаков взлома, порешили, что Гойя был похоронен без головы, т.е. голову стащили в какой-то момент, когда уже не предусматривалось открывать крышку гроба.
Конфуз был большой. Перейра и члены правительства, присутствавшие при эксгумации не знали, что делать. Переложили останки в более приличные ящики и оставили на кладбище. Но скрягу Эмилио Ниета волновало только одно –что надо увеличить затраты в 2 раза, и он предложил сложить останки в 1 ящик и перепрвить их под именем только Гойи.То есть путешествуют два по цене одного.
Опять все забуксовало из-за бюрократии. Прошло почти 3 года и испанский художник Мадрасо, проезжая через Бордо, встретился с Перейрой и тот ему рассказал ситуацию с останками Гойи и его друга Гоикоэчеа. Мадрасо возмутился и написал гневное письмо редактору знаменитой тогда газеты»Ля Эпока» о том что «Цвет славы Испании покоится в полуразрушенном склепе за границей», и зная жадность администрации предложил 500 франков из собственных средств.
Но прошло еще 3 года, когда правителство выдало орден на эксгумацию и перевозку останков в Испанию и захоронения в Пантеоне Выдающихся. Но здесь появлялись 2 другие проблемы. Первая- Пантеон, простоявший пустым столько лет в ожидании «жильцов» был на грани руины. Вторая- останки других 3-х выдающихся, устав от ожидания, потерялись. Причем равительство хотело, чтобы на родину вернулись только останки Гойи,без его друга Гоикоэчеа. Бедный Перейра не знал что делать. Ведь анализ АДН еще не был изобретен!
Пришел 1899год, а останки Гойи все еще продолжают находится в Бордо. В марте этого года пришел к правлению консерватор Франсиско Сильвела и добился-таки репатриации останков Гойи и Гоикоэчеа. 5 июня 1899 года, прождав почти 20 лет, друзья выбрались из склепа вновь и в этот раз уже направились в Испанию.
Прибыв в Мадрид останки были помещены в старой церкви –соборе Сан Исидро, вместе с тремя другими знаменитостями, уже найденными. Наконец-то настало 8 мая, когда королева-регентша Мария Кримтина подписала указ и торжественная цересония из высокопоставленных лиц двинулась к Пантеону. Гойя и Гоикоэсеа были похоронены вместе в одной нише из 4, расположенных крестообразно вокруг колонны.
Но недолго продолжался отдых в этом месте. В субботу, 29 ноября 1919 года , дождливым серым днем останки Гойи и егодруга экс-губернатора Мадрида опять были эксгумированы в присутствии директоров Музеев Бейяс Артес(Изобразительных искусств) и Прадо и архитекторов Репуйес и Антонио Флорида. Не было ни церемоний и нарядных карет. Останки погрузили в скромный фургон и отвезли в Эрмиту Сан Антонио дэ ля Флорида, где их уже ждали на менее знаменитые скульптор Бенйюре и художник Хоакин Соройя . Гойя и Гоикоэчеа были захоронены в последний раз и опять таки вместе у подножия алтаря. Ни смерть ни испанская администрация не смогла их разлучить.
Где же голова Гойи?
Что же стало с головой Гойи? Где она? Плохие новости: она потеряна безвозвратно как и Атлантида. Существуют 2 версии труднопроверяемые и тяжелодоказуемые, которые в итоге никуда не ведут.
Фрески Гойи в Сан Антонио дэ ля Флорида.
В 1798 г Гойя расписывает фресками интериор эрмиты. На куполе, вокруг перил, толпа людей присутствует при совершении чуда. Сан Антонио, брат-францисканец, воскрешает в Лиссабоне убитого мужчину, чтобы тот свидетельствовал невиновность отца Сан Антония, обвиненного в убийстве.
История преступления.
Находясь в Падуа, Сан Антонио получает известие, что его отец обвинен в убийстве в Лиссабоне. Уверенный в невиновности отца, он просит разрешения вернуться и ангел переносит его в столицу Португалии. Безуспешно пытается он убедить судей, что они ошибаются, и тогда просит губернатора города, чтобы убитый был эксгумирован и допрошенн. Эта новость немедленно облетела весь город и на кладбище немедленно собралась разношерстная толпа народа. Сан Антонио от имени Господа Бога просит мертвого свидетельствовать о том, участвовал ли отец Сан Антонио в убийстве, и мертвый, приподнимаясь, свидетельствует о том, что отец святого не виновен. Именно этот момент запечатлел Гойя.
Своими фресками Гойя разрушает всё барокко, возносит земное и человеческое к небесам, на купол и «приземляет» небесное, изображая херувимов, ангелов на сводах и парусах сводов и Святую Троицу на апсиде. Ангелы Гойи это ангелы-женщины.Говорят, он изобразил придворных дам, одетых в нежные туники, которые отображают рафинированный мир, не имеющий ничего общего с тем, что происходит на куполе, где святой совершает чудо.
Чтобы писать фрески, Гойя использует метод «мортеро» — наносит строительный раствор из извести и песка только там, где будет работать днем и прежде чем выслхнет всё, наносит краски, смешанные с водой. Вода кальцинирует известь и краски «прилипают» к стене. Это достаточно сложная техника и применяли ее опытные художники.