Vseturisty.ru Все туристы — отзывы о поездках и путешествиях

Испания королевская резиденция Эль Эскориаль

Сан Лоренсо де Эскориаль в одном и том же здании содержит много назначений, но изначально был задуман как монастырь для монахов ордена Иеронимитов, чья церковь служила бы как Пантеон императору КарлосуI (Карлу V), его жене, детям и .д. и где монхи должны были бы молиться не переставая и день и ночь за спасение душ умерших королей и их родственников. Также постройкой Монастыря- резиденции Филипп II хотел увековечить победу при битве Сан Кинтин 10.08.1557 года над французами. для этого также построили дворец для короля и свиты, семинарию для монахов а также библиотеку.

Основателем монастыря был король Филипп II Испании и Индий с 1556 года; Неаполя, Сицилии и Милана с 1554 года; и стран Бенилюкса с 1555 года. Эти все титулы передал ему отец -Император, когда удалился в монастырь Юсте в провинции Касерес, где и умер в 1558 году.

Туристические гиды и книги об Эскориале расскажут вам, что фигура КарлосаI(Карла V) сыграла решительную роль в постройке монастыря, потому что на его сына, Филиппа II , очень повлияли годы, проведенные отцом в монастыре Юсте.

Но, НИ гид НИ книга вам не расскажут этой забавной истории, почему же всё-таки появился Эскориаль!

Богатый наследник КарлосI (Карл V) к тысяче титулов, которые он имел должен добавить еще один незначительный :»Нерешительный». На свете не было больше монарха, чем Карлос, который не мог решить , где же ему быть похороненным? К счастью, последний раз, когда он изменил свое решение было за 14 дней до его смерти. Потому что если бы это было не так, то не созерцали бы мы Эскориаль.

Первым пожеланием Императора было быть похороненным в Инсбруке, Австрии, рядом с дедушкой по отцовой линии. Но вскоре он изменил свое решение, и решил, что хочет быть похоронен в Дижоне, в сердце Бургундии, где такая вкусная горчица! Но потом подумал и решил, что и в Гранаде было бы тоже неплохо, рядом с родителями: Сумасшедшей Хуаной и Филиппом I Прекрасным и рядом с бабушкой и дедушкой по материнской линии: Католическими Королями.

Рядом, но не с ними, потому что кроме того, что король был нерешительный, он был ещё чванливый и тщеславный. Он хотел быть похороненным под главным куполом Королевской Часовни, а не совсем рядом со своими родителями и дедушками-бабушками. Он аргументировал это тем, что он, Карлос I Испании и Карл V Германии кроме того, что он король, так ещё и Император, и хотел, чтоб это всем было понятно. Поэтому его косточки не должны смешиваться с костями королей Кастилии и Арагона!!! Карлос думал, что от него пойдет династия Императоров и хотел, чтобы все его последователи имели отличие от предыдущих королей. Но, к несчастью, его сын, Филипп II не стал Императором, а только королем Испании и Индий в Америке…

Но и Гранада не стала последним решением Карлоса I, потому что он поселился в монастыре Юста, в провинции Касерес, где страдал от своих многочисленных болезней, поэтому и решил, что должны похоронить его в этом монатыре, но не просто так, а под главным алтарем, причем с ног до груди он должен лежать под алтарем, а с груди по голову — вне алтаря.

Но даже монастырь Юсте не стал окончательным решением короля. буквально за 2 недели до смерти он изменил завещание, в котором оговорил свое окончательное место захоронения: это должно было быть новым, огромным и зрелищным.

Вот так мы имеем теперь Эль Эскориаль: Здание 207 метров в длину и 161 в ширину, где купол Базилики имеет высоту 92 метра (20 м больше, чем звонницы и 47 м больше, чем башни), общее количество окон — 2600, из них 296 внешние; 1200 дверей; 86 летниц; 88фонтанов; 16 внутренних двориков; 15 крытых галерей и 9 башен…

На фотографии в Корлевском пантеоне видно как на саркофаге Карлоса написано EMPETREX и на всех остальных HISPANREX. Когда был достроен Эль Эскориаль, мумия (потому что он мумифицирован)Карла I Испании и V Германии совершила путешествие из монастыря Юсте в монастырь Эль Эскориаль. Но не пришлось ему спокойно полежать на месте. Под конец своей жизни Филипп II захотел посмотреть на состояние отца, чтоб и его одели и мумифицировали также. Во времена правления короля Филиппа IV один из придворных пустил слух, что несмотря на то, что прошло почти 100 лет после смерти Императора, лицо у него осталось нетленным, и Филипп IV решил открыть саркофаг, чтоб взглянуть на своего предка. Потом открывали саркофаг в 1868 и в 1872 году, причем в 1872 году сделали единственный официальный портрет мумии!!! Последний раз потревожили Карлоса в 1936 году, когда республиканцы (красные) атаковывали религиозные учреждения. Одному вояке должно было показаться очень интересным осквернить место захоронения да ещё и сфотографироваться в обнимку с мумией!

Эль Эскориаль не может считаться детищем одного архитектора. Начало и большую часть работ выполнили два знаменитых архитектора того времени Хуан Баутиста де Толедо и Хуан де Еррера. Хуан Баутиста де Толедо был знаком в Италии под именем Джованни Баттитста де Альфонсис и работал помощником Микеланджело Буонарроти в Ватикане. Хуан Баутиста выполнил большую часть основных планов. Хуан де Еррера руководил постройкой и после смерти Хуана Баутисты закончил строительство монастыря, консультируясь со многими испанскими и итальянскими архитекторами.

Королевский монастырь Сан Лоренсо де Эль Эскориаль представляет собой огромное прямоугольное здание, в котором расположены разные службы:

  • святой Храм и его служебные помещения,
  • Монастырь,расположенный вокрул большого внутреннегодвора и четырех маленьких,
  • Королевские палаты,
  • Помещения, принадлежащие к королевскому дворцу,
  • Семинария,
  • Библиотека.

Такое расположение обычно для средневековых монастырей

Базилика(Храм)

Больше всего возни было с проектом о том, какая должна быть базилика в монастыре. Гланый архитектор Эскориаля(а также Аранхуэса, о котором у меня почти дописан очерк) Хуан Баутиста де Толедо умер раньше того, как подошли к строительству Храма. Его напарник,Хуан де Эррера, довел строителство Базилики до конца, объединив в один проект понравившиеся ему идеи из предложенных другими архитекторами проектов.

Базилика состоит в самом деле из двух церквей. Одна, называемая Сотокоро- для простого народа, и вторая -Королевская часовня и монастырская церковь.

Церковь, королевские комнаты и пантеон(усыпальница королей) расположены таким образом, что можно сказать, что Филипп II спал над своей усыпальницей и молился под местом, отведенном для его скульптурной композиции где он молится вместе со своей семьёй, которую должны были установить после его смерти.

Почти вся настенная роспись сделана итальянцем, Лукой Джордано, имевшим кличку «Fa presto»- «Быстрый», потому что он действительно работал очень быстро: расписал купола Базилики и монатырской лестницы за 22 месяца, причем в то время ему было почти 60 лет!

Базилика имеет да огромных алтаря –реликария(ковчеги для мощей) , раположенных друг против друга: Благовещение и Сан Иеронимо в пустыне. Но ни аудиогид , ни книга-путеводитель по Эскориалю вам не расскажет, почему же говорят, что в монастыре Эль Эскориаля хранится , наверно, самое большое количество реликвий в мире.

Дело в том, король Филипп II был одержим коллекционированием косточек, мощей и т.д всех святых и мучеников , которые были канонизированы к тому времени(16 век).

Но от смерти не спасаются даже короли. Так и Филипп II умер в своем Эскориале, проагонизировав два месяца. И среди этой боли от подагры он окружил себя всевозможными реликвиями. Каждое утро начиналось с того, что ему подносили для поцелуя или потереть больную ногу какую-нибудь косточку, ноготь, волос или….. И было этих «утренних» реликвий более десятка, и если забывал ему подать для облобызания брат Мартин Бийянуэва какую-нибудь святость, то он напоминал, что пропустили бедренную косточку Святой Такой-то или коленную чашечку Такого-то..

Именно эта одержимость, эта мания к собиранию чужих косточек, привела к тому, что в Эль Эскориале хранится самое большое собрание святых мощей в мире: 144 черепа, все только святых; около дюжины скелетов, тоже святых,и более 4 000 тысяч косточек, которые принадлежали почти всем святым мученикам. Почти всем, потому что у него не было косточек только двух или трех святых, в том числе апостола Сантияго, который якобы похоронен в Сантияго дэ Компостела, в Галисии, куда и зимой и летом по дороге Сантияго идут странники-паломники. Некоторые исследователи святых говорят, что это прямое доказательство того, что в Сантияго дэ Компостела похоронен не апостол Сантияго, потому что уж точно бы король, одержимый сбором косточек взял бы себе что-то, если бы посчитал правдоподобным.

В одной из часовен Базилики хранится очень красивая итальянская мраморная скульптура 16 века – Иисус на кресте, Benvenuto Cellini, который сделал её, чтобы поставить на своей собственной могиле в флорентийской церкви Священного Благовещения. Но Gran Duque Тосканы убедил скульптора продать эту скульптуру ему, а потом подарил её королю Испании Филиппу II.
Фотографию этой скульптеры мне обещали «подарить» друзья-испанцы, которые одержимы путешествиями и историей по родной стране. Так что, если к концу написания очерка у меня будет фотография, я ее вставлю.

Библиотека

Изначально библиотека предусматривалась как вспомогательное помещение для семинаристов, но очень быстро стала важным объектом в монастыре. Для посещения открыт только центральный салон библиотеки, в котором выставлены напечатанные книги, но есть еще два помещения для манускриптов и запрещенных книг

Несмотря на то, что она иногда подвергалась частичному уничтожению, особенно при пожре в 1671 году, в ней собраноболее 40 000 томов, в том числе манускрипты :латинские, греческие, еврейские, арабские.

Центральный зал библиотеки достаточно светлый, но все равно у меня не получилось вытянуть качество фресок Пеллегрино Тибальди, которыми расписана библиотека. Этот зал имеет в длину 55 метров и 10 в ширину.

Фрески Тибальди изображают Философию и Теологию, а между ними «развиваются» все остальные семь наук, так как они были представлены в средние века : Тривиум (Грамматика, Риторика, Диалектика) и Квадривиум (Арифметика, Музыка, Геометрия, Астрология).

Книжные полки сделаны в дорическом стиле. И книги на них стоят корешками внутрь, срезом листов наружу, чтобы бумага «дышала». Так как срезы листов позолочены, то полки с пола и до потолка выглядят золотыми.

В библиотеке также было большок собрание глобусов земных и небесных, а также разного рода карты. В центральном зале осталось пару глобусов 16 века.

Музеи

В монастыре Эскориаля собрана живопись знаменитых художников того времени. Описывать все картины не имеет смыла, тем более, что их иногда меняют местами, или убирают на реставрацию, отылают на выставки в другие страны или просто перемещают в музей Прадо.

В музее есть скульптура «Сан Мигель побеждает Люцифера» Луисы Рольдан, придворной скульпторши (что достаточно редкое явление) короля Карлоса II.
Картина Доменика Теотокопули (Эль Греко) «Мученичества Сан Маурисио и Легион Тебана», которую он написал для алтаря в Базилике, но картина эта не понравилсь Филиппу II.
По стенам развешаны фламандские гобелены 16 века «Триум Божьей Матери», которые в Испании называют Золотыми платками.
Среди венецианцев картины: «Санта Маргарита» Тициано; «Магдалена» Тинторетто; « Вечный отец» Пабло Веронезе и Карло Веронезе. Боюсь переводить названия картин, потому что не знаю, как они правльно называются по-русскиТакже есть зал, посвященный фламандкой живописи: Van Dyck, Van der Weyden, Pieter Arresten и любимый Филиппом Miguel Coxcie.

Дворец короля.

Это как мини-дворец, который разделен по моде того времени на Комнаты Короля и Комнаты Королевы. Комнаты не поражают большой роскошью, я ождала увидеть что-то помпезное. Но…потом вспомнила, что король-то строил это не как загородный дом, а как монастырь и усыпальницу, поэтому и аскетизм в комнатах королей династии Габсбургов. Из-за отсутствия золота, парчи и т.д больше обращаешь внимание на мебель, картины и плитки, которыми выложены стены. Плитки из провинции Толедо, из города Талавера де ла Рейна, которая до сих пор славится своими гончарными изделиями и плиткой в том числе. Плитки сохранились с 16 века, это не реставрация.

Существуют также дворцовые комнаты королей династии Бурбонов. Эти- да, роскошь! Но чтобы попасть в эти комнаты , надо заранее заказать визит в Эль Эскориале и то пускают туда только в пятницу и субботу по пол-дня. Фотографии мне опять-таки прислали друзья-испанцы, у них есть карточка, которая наз. «друзья музеев» и они всегда первыми вхожи на все выставки, экспозиции и даже фотографируют, потому что в большинстве дворцов и церквей в последнее время фотографировать запрещают вообще.

Между комнатами Бурбонского дворца и Базиликой есть очень длинный коридор, который называется «Галерея Битв». 55 метров по обе стороны разрисованы фресками на тему баталий, которые вел Филипп II и его предшественники. Фрески выполнены итальянскими художниками.

Пантеоны.

Одним из назначений Эскориаля было служить усыпальницей для королей. Пантеон можно условно разделить на два: Пантеон королей и Инфантов.

Пантеон королей –это одна полукруглая камера. Изначально она была только из гранита, но король Филипп III решил поменять гранит на мрамор и бронзу. Эти изменения начались в 1617 году и рстянулись почти на 40 лет, из-за разных технических трудностей. При углублении пола в Пантеоне стали просачиваться подземные воды..Закончил начатые изменения король Филипп IV. Ейчас мы видим Пантеон таким, как его закончили в 1654 году.

Рядом с Пантеоном есть комната, которая называется »Пудридеро», где оставляли гроб с монархом и ждали , когда от него останутся косточки. Потом их складывали в урну и урну ставили в саркофаг в Пантеоне. Короли покоятся с правой стороны от алтаря, королевы – слева. Но не все королевы имели права попасть в Пантеон, а только те, которые являлись матерью будущего короля.

Пантеон Инфантов был построен в 19 веке и состоит из 9 камер.

Капитулярные залы

Капитулярный зал предназначался для монашеских ассамблей. В них куполобразные потолки и стены покрыты фресками итальянских художников. Раньше почти все стены были увешаны картинами знаменитых художников, но потом многие из них перевезли в музей Прадо. Но и те, что остались – это жемчужины: картины Тициана, и среди них «последняя вечеря», Веласкес, Риберо, Греко, Тинторетто, Веронезе…

Главная крытая галерея.

Главная крытая галеря , которая идет вокруг Патио де Евангелистас (Дворика Евангелистов), украшена 54 картинами-фресками на тему «История Искупления «(грехов), начиная с рождения Девы Марии и до Последнего суда.

Дворик Евангелистов.

Дворик сделан в виде креста, также в виде креста сделан сад. Темплете в центре обозначает Благодарение и духовную жизнь (4 Евангелия) и сад – обозначает Эдем, рай с 4 реками, которые поят весь мир.

Также существуют домики Принцев, которые называются «Верхний домик»( Casita de Arriba) или домик Инфанта и «Нижний домик» (Casita de Abajo) или домик принца.. Я ни разу не была внутри этих домиков, потому что они имеют довольно-таки странное расписание, но на территорию зайти можно и побродить по садам. «Верхний домик» имел небольшой озеро с черными лебедями, которые не особо боялись приближаться к людям.

Если встать с южной стороны Монастыря и посмотреть прямо вдаль, то мы увидим гору, на которой находится так называемый стул Филиппа II. С садов Монастыря его не видно, но стоит пройти через парк и подняться в гору, чтобы сесть на выдолбленный в камне стул, больше похожий на ступеньку, чтобы посмотреть на Эскориаль немного с высоты . Здесь часто сидел Филипп II, наблюдая за постройкой Монастыря.

 

Испания королевская резиденция Эль Эскориаль Испания королевская резиденция Эль Эскориаль Испания королевская резиденция Эль Эскориаль Испания королевская резиденция Эль Эскориаль Испания королевская резиденция Эль Эскориаль Испания королевская резиденция Эль Эскориаль Испания королевская резиденция Эль Эскориаль Испания королевская резиденция Эль Эскориаль Испания королевская резиденция Эль Эскориаль Испания королевская резиденция Эль Эскориаль