Бургос,конечно не Толедо, была я уже здесь два раза несколько лет назад, но всё равно хотелось вернуться, чтобы увидеть ЕГО — первый готический кафедральный собор Испании. Чтобы посмотреть всё спокойно одной, без спешки, чтобы идти туда, куда хочется и рассматривать сколько душе пожелается и фотографировать, благо, что в этом соборе разрешено фотографироваь без фотовспышки!
Начну с истории города. Провинция заселена была с давних времен, недалеко от Бургоса есть знаменитые археологические раскопки Атапуэрка(Atapuerca) и Охо Гуаренья(Ojo Guareña) с наскальными рисунками доисторического человека. Сам гоод возник в 884 году когда по приказу короля Альфонса III данному графу Диего Порсело тот начал строить укрепление и город по берегк реки Арлансон. Уже в 9 веке Бургос играет важную роль в королевстве Кастилия, особенно в Реконкисте. Фернан Гонсалес и Родриго Диас де Бибар ( Сид Кампеадор) герои того времени, о которых помнит вся современная Испания.
О Сиде Кампеадоре
О Сиде Кампеадоре до сих пор ходят легенды, как о нашем Илье Муромце. Его жизнь, везение в боях с мусульманами породила большой фольклор, романы, и знаменитую Cantar de Mio Cid, что-то наподобие того, чем нас мучили в начальной школе :»Слово о полку Игореве».
Родом из Бургоса, провел всю свою жизнь в войнах, практически всегда ему сопутствовала удача. С молоду был знаменит как боец, который дрался один на один. Хоть и был женат на сестре короля Кастилии, донье Химене, не всегда отношения короля Альфонсо VI были гладкими с Сидом. очень часто король изгонял его из кастильких земель и тогда Сид воевал на стороне Каталанских королей, Арагонских, Наварских и даже на стороне мусульман в Сарагосе. Его сыновья воевали вместе с ним, а своих дочек он удачно женил на сыновьях королей разрозненной тогда Испании.
уже в конце жизни, имея почти 70 лет, он отвоевал Валенсию у мусульман, остался там жить, там же умер и был похоронен.
И тут начинается не менее интересная история посмертных путешествий Сида Кампеадора. Через несколько лет после его смерти, в Валенсию вернулись мусульмане,и донья Химена, вдова Сида, должна была спасаться бегством, прихватив с собой останки мужа. Вернулась она в Бургос, в монастырь Карденья, где и умерла тоже через несколько лет. Похоронили неразлучную пару вместе и пролежали они тихо и спокойно почти 700 лет, пока не пришли французские войска в 1808 году.
Донья Химена спасла косточки Сида Кампеадора от злости мусульман, но не не смогла противостоять вандализму французов. И тут началась путаница.
Чтобы как-то наладить отношения с населением Бургоса, французы решили перехоронить Сида и Химену в мавзолее в Бургосе. Когда французская делегация приехала в монастырь Сан Педро де Карденья, увидела, что в монастыре уже были разграблены все захоронения. Тогда они собрали какие-то косточки, которые по их мнению принадлежали Сиду и Химене и привезли в новый мавзолей Бургоса.
Но немногим раньше этой делегации побывали в монастыре два других француза граф Salm-Dick и барон Delamardelle и решили , что косточки национального героя Испании находятся в неподобающем им месте. Они поделили косточки Сида и Химены и составили об этом акт. Как они знли, что это именно те останки? Никак! Просто предположили.
Так попали (или не попали) Сид с женой в Париж. Годами позже Граф подарил несколько косточек своему другу, немецкому принцу Карлосу Антонио Гогенцоллеру-Зигмарингену. наследники принца в свое время также подарили несколько косточек семье Меттерниха, а так как Меттернихи жили в крепости Кунцварт, в Западной Богемии, То после 1945 года они стали принадлежать Чешской Республике, и Чехи считают эти косточки как культурное наследие, и отказываются выдать эту пару косточек Испании.
Немцы же вернули косточки Сида и Химены на родину ещё в 19 веке,по просьбе короля Альфонсо XII.
После того, как из Испании ушли наполеоновские войска, монахи из Кардении потребовали вернуть косточки Сида и Жены в Монастырь. С почетом их перевезли на старое место. Через несколько десятков лет монахи вынуждены были покинуть монастырь и опять косточки Сида и Химены вернулись в Бургос, в этот раз в часовню casa Consistorial и потом в кафедральный собор (1921), в самый центр, под главным купол, где и находятся сейчас. Но кто знает принадлежат ли эти косточки действительно Сиду и его Химене? Говорят, что если собрать все косточки, о которых говорят, что они принадлежат Сиду и Химене, то получится два с пловиной Сида и почти столько же Химены…..
Арка Санта Мария
Арка Санта Мария во времена Сида была самыми знаменитыми воротами города. Отсюда выезжал Сид на войну с мусульманами и через эти же ворота и возвращался. Арка -это то, что осталось от укрепленного города X века. Позже её много раз реставрировали, подстраивали и перестраивали, особенно в XIV и XV веках. ещё позже сделали 6 ниш, чтобы расположить в них статуи народных героев и короля. Внутри башни -арки имеется салон де Пуридад, секретный салон, с очень красивым потолком в мавританском стиле. В этом зале заседатело правление города для решения важных вопросов. Поэтому не удивительно, что по краю стены тянется надпись- напоминание: «В согласии(мире) вырастают маленькие дела, без согласия — рушатся большие»
Кафедральный Собор
В 1075 году король Кастийи Альфонсо VI начал строить собор в городе. Собор бы построен по канонам римской архитектуры. Город рос и требовалось расширение религиозных служб , и в 1221 году было решено построить грандиозный собор, который полотил собор в римском стиле. Епископ дон Маурисио, который учился во Франции и был знаком со стилем готики, был главным идеологом новой постройки собора. Остались неизвестными имена первых архитекторов собора, но скорей всего это были французы.
На просмотр собора у меня ушло где-то около 3 часов. Поэтому мне не хватило времени, чтобы посмотреть другие церкви, подняться в крепость и посмотреть на город сверху, также посмотреть монастырь де лас Уэльгас.