В Черногории — огромное количество монастырей и храмов. В большинстве своем они носят православный характер и ведут свою историю с древнейших времен. Некоторые храмы и монастыри Страны Черных Гор являются местом хранения святых мощей, поэтому они особенно почитаются верующими людьми и посещаются многочисленными паломниками. Чтобы поклониться этим святыням, со всех концов света приезжают люди, принадлежащие к самым разным конфессиям и религиозным верованиям.
Одним из таких храмов является знаменитый монастырь Острог.
Монастырь Острог стал известен с конца 17-го века. И это стало возможным благодаря жизни и деятельности великого православного святого Василия Острожского (хотя, как выяснили археологи, первыми в пещере жили отшельники, которое выбрали это уединенное местечко для жизни и постоянных молитв). Монастырь получил свое имя по возвышающейся над ним горе, отсюда и другое его название — Подострог. Сейчас в Черногории этот монастырь почитается на уровне святынь Иерусалима и Нового Афона.
Острог — православный мужской монастырь — был основан в 17-ом веке архиепископом Герцеговинским Василием Иоанновичем. После смерти в 1671 году епископ Василий был провозглашен святым и получил имя святого Василия Острожского. Считается, что хранящиеся в монастыре останки святого имеют чудотворную силу, и помолиться у его гроба приезжают не только православные, но и католики с мусульманами.
Согласно преданиям, немало чудес происходило в черногорском монастыре Острог. Например, в 1714 году, когда турецкий полководец Нуман-паша с огнём и мечом прошёл через Черногорию, острожские монахи закопали мощи святого Василия Острожского на берегу реки Зета. Затем, почти через полтора столетия, турки снова пришли в Черногорию. И в 1852 году Омер-паша с 17-тысячным войском сжег Острог, однако брат черногорского князя, Мирко Петрович-Негош, с сотней воинов опередил пашу. Взяв мощи святого Василия, ночью он проскользнул мимо отрядов турок и ушел в Цетинье, поскольку святой сделал отряд невидимым.
Еще одно поразительное стечение обстоятельств случилось в 1942 году, когда во время обстрела немцами Острога в монастырь попал снаряд, разбил двери церкви Честного Креста, раскололся на две части, но так и не взорвался. Так он и лежит в одной из ризниц, как вещественное доказательство очередного чуда святого Василия…
Монастырь Острог — очень святое место. Настолько святое, что здесь исцеляются безнадежно больные. Не говоря уже о самых обычных болезнях самых простых людей. Все идут сюда за божьей помощью. Крохотные, похожие на пещеры, ризницы набиваются людьми во время службы. Безлюдными эти места практически не бывают…
Тысячи паломников устремляются в монастырь Острог. Они приходят в обитель, чтобы исповедаться и причаститься. Подготавливают себя к этому строгим постом в течение одной седмицы перед праздником святителя. Дни от праздника великомученика Георгия до праздника святителя Василия в народе называются «неделей святого отца Василия». И многие в это время постятся. Перед мощами святителя Василия верующие сербы произносят присяги, обеты, клятвы…
А я хочу рассказать о церковном празднике Преображение Господне, на который мы случайно попали, заехав в Острог.
Празднованием Преображения Господня Церковь торжественно исповедует и прославляет соединение Божества и человечества в лице Иисуса Христа. Своим Преображением Господь благоволил предохранить своих учеников от уныния и возвел их к высшему упованию среди бедствий, которые должны были постигнуть их в мире.
Согласно евангельскому тексту, это событие произошло в феврале, за 40 дней до Пасхи, но Православная церковь перенесла празднование на 6 августа (19 августа) для того, чтобы оно не приходилось на дни Великого поста. При этом на 40-й день после Преображения всегда празднуется Воздвижение Креста Господня.
Праздник Преображения Господнего принадлежит к 12 наибольшим православным праздникам. В народе его называют Вторым Спасом (на Руси – Яблочный Спас). В этот день освящается виноград нового урожая, а там, где его нет, — яблоки, после чего их разрешается употреблять в пищу. Освящение проводится в конце праздничной литургии и является выражением дара Богу от благословлённой Им природы. Праздник Преображения избран для благословения плодов потому, что в Иерусалиме к этому времени созревает виноград, который собственно и положено освящать в этот день.
И по пути — про Яблочный спас на Руси. До Яблочного Спаса народными приметами запрещалось есть яблоки и вообще любые плоды, кроме огурцов. В этот день созревшие фрукты и овощи приносили в церковь на освящение, и только потом их можно было вкушать. Яблоки, освящённые в Преображение, считались особенными — молодёжь, проглатывая первый откушенный кусок, загадывала желание — считалось, что оно обязательно сбудется. На Руси специально к этому дню яблоки везли целыми возами, и каждый более или менее зажиточный человек считал своим долгом раздать плоды бедным и больным. В этот же день начиналось и массовое употребление гороха. В некоторых местностях даже специально устраивался «Горохов день», в ходе которого крестьяне в праздничной одежде выходили в поле, угощали друг друга горохом и пели соответствующие песни.
С Преображения начиналась жатва ярового хлеба и средний посев озимой ржи. К Яблочному Спасу приурочивались ярмарки и народные гулянья…
После посещения монастыря мы спустились с гор к морю, и в один из дней поехали попроведать красотку Боку Которска – великолепный по красоте залив Черногории. По дороге заглянули в старинные города Котор и Пераст, в которых также сохранились древние монастыри и церкви (очерк «Страна Черных гор. Городские хроники»). И наконец-то попали на остров Госпа од Шкрпьела, где находится еще одна черногорская святыня – Церковь Богородицы на Рифе…
В Бока Которской, напротив самого ее узкого места – пролива Вериге — расположен маленький островок Святого Георгия. Примечателен он тем, что на широком каменном утесе острова стоит одноименный храм, в котором с 9-го века располагалось бенедиктинское Аббатство. За свою долгую историю аббатство пережило немало потрясений, но всегда возвращалось к своему первозданному виду. На небольшой лодке мы в первую очередь и отправились из Пераста.
Впервые остров Святого Георгия упомянут в документах 12-го века, как место расположения Аббатства братства монахов-бенедиктинцев. Но тщательное изучение архитектуры и росписи некоторых уцелевших зданий позволяют историкам утверждать, что Аббатство было выстроено здесь тремя веками ранее. Дойти до наших дней в первозданном виде Аббатству не удалось — его повреждали то разрушительные землетрясения, то беспощадные пожары, которые устраивали пираты.
Ранее в этих стенах располагался храм Святого Георгия, именно он и дал название острову. Из истории: «В 14–16 веках Аббатство находилось под юрисдикцией Котора. В 1535 году группа перастцев убила назначенного Котором аббата острова, тем самым добившись для города независимости от Которского господства и отлучения от Католической церкви. В 1571 году пират Карадоз сжег дотла город вместе с Аббатством острова. В 1603 году жители Пераста отреставрировали церковь. В 1634 году патронаж острова был передан Сенату Венеции. Именно под венецианским контролем Пераст достиг наивысшей степени расцвета. В 1812 году Аббатство было занято французами, а в 1814 году – австрийцами».
Есть версия, что остров Святого Георгия запечатлен на картине живописца Арнольда Беклима «Остров мертвых». По сюжету картины, похоронная лодка подвозит к острову женщину в белом и гроб, накрытый белой тканью. Всего в период с 1880 по 1886 год живописец создал пять вариантов этого полотна, четыре из которых сегодня хранятся в самых знаменитых музеях мира от Нью-Йорка до Берлина, а пятый был уничтожен во время Второй мировой войны.
Предполагают, что сюжетом для таинственной картины послужило местное предание: уроженец этих краев Анте Слович пошел в наполеоновские артиллеристы, и был за это жестоко наказан судьбой. Он обстреливал сопротивляющийся город Пераст и случайно поразил дом своей невесты Катицы. Девушка погибла. Потрясенный Слович оставил мирскую жизнь, постригся в монахи и до конца своих дней жил на острове отшельником — монахом Фране. Каждый вечер монах Фране зажигал свечи на могилах жителей Пераста, и когда-то обстрелянный артиллеристами город много лет наблюдал покаяние монаха. В один из вечеров свечи не зажглись. Прибывшие перастяне обнаружили бездыханное тело старого монаха на могиле своей возлюбленной.
На острове действительно есть кладбище, на котором раньше хоронили горожан Пераста, и согласно легенде, там похоронили и Катицу. Вот и гадают ученые до сих пор по поводу сюжета картины «Остров Мертвых»: не Анте Слович ли, везущий похоронить на кладбище свою Катицу, запечатлен на картине? Но есть версии, что на картине вовсе не остров Святого Георгия, а другой таинственный остров, где-то на территории Италии, где тоже в свое время проживал художник Арнольд Беклим.
Таинственный остров Бока Которской имеет три названия: Святого Георгия, Святог Джордже (серб.) и Остров мертвых.
Остров мертвых закрыт для официальных посещений, но на нем все-таки можно иногда увидеть местных жителей или туристов, желающих прикоснуться к старым стенам или побродить по древнему кладбищу. Наша дама-капитан высаживать нас на этом островке отказалась. И мы поплыли к соседскому острову.
Остров Госпа од Шкрпела – творение не природы, а человеческих рук. Вокруг одного утеса, который был едва виден во время самых крупных отливов, жители Пераста топили свои старые корабли, плененные турецкие галеры и пиратские корабли, заполненные камнями. К 1663 году здесь было затоплено более сотни парусников. На морском жаргоне такой утес называется «шкрипио». С ним связана старинная легенда: в 15-ом веке двое моряков спаслись от шторма, будучи выброшенными волнами на этот риф. Пережидая ненастье на этом маленьком острове, они нашли икону с ликом Богородицы, и в ее честь на острове в 17-ом веке была построена церковь Госпа од Шкрпела с ризницей и колокольней. А Дева Мария с тех пор считается покровительницей моряков из Пераста..
Внутри во многом уникальная церковь была расписана в конце 17-го века в стиле барокко мастером из Пераста. В церкви хранится и икона Богородицы в готическом стиле работы которского иконописца 16-го века Ловра Маринова Добричевича, а также великолепное собрание из 2000 серебряных пластин с изображением знатных семей Пераста 17-18 веков. В маленькую церковь Богородицы на Рифе по сей день приезжают верующие. Говорят, что особенно помогает Пресвятая Дева молодоженам, которые здесь венчаются и приносят в дар самые красивые цветы.
В небольшом музее при церкви, помимо многочисленных картин, оружия, старинной мебели и посуды хранится и уникальный гобелен, изображающий икону Богородицы од Шкрпела.
Этот гобелен из золотых и серебряных нитей в середине позапрошлого века плела местная жительница Гиацинта Курнич, работавшая над ним 25 лет и ослепшая сразу после его завершения.
Гиацинта, как Пенелопа Одиссея, проводила своего любимого в море и, ожидая его возвращения, начала плести гобелен. Волосы Богородицы и ангелов вокруг нее она плела из собственных волос. Годы шли, любимый не возвращался, а у Гиацинты прибавлялось седых волос.
Потому и волосы некоторых ангелов на гобелене — серебристого цвета. Гобелен Гиацинты стал символом верности жены моряка, ждущей своего мужа, и бесценным произведением искусства.
Каждый год, 22 июля, ранним вечером с Пераста отправляются богато украшенные средиземноморскими цветами корабли, полные камней, которые затем выгружаются вокруг острова. По старым морским обычаям, на кораблях одни мужчины, в то время как женщины машут им руками и подбадривают с берега.
Этот ритуал, ставший национальным обычаем, сохранившимся до наших дней, называется фашинада и представляет из себя красочное представление.
Жители города вспоминают 1452 год, когда на рифе рядом с островом Святого Георгия была найдена икона Девы Марии. С этого года ведет отсчёт рукотворный остров «Госпа од Шкрпела». Традиция имеет не только символическое, но и практическое значение — это помогает остановить размывание рукотворного острова морем.
В этот же день проводится регата на Кубок Фашинады. В память о славной истории мореходства в Перасте в регате принимают участие парусные лодки со всей Боки Которской. Участие принимают около сотни лодок в «старшей» и «младшей» категории. Финишем служит воображаемая линия между островом святого Георгия и островом Госпа од Шкрпела. «Кубок», торжественно вручаемый победителю во время церемонии награждения на острове Госпа од Шкрпела, на самом деле представляет собой статуэтку. Также имя победителя пишут на табличке, закрепленной на маяке острова…
Вот, пожалуй, и все, что я хотела рассказать о двух островах Бока –Которского залива. За нами пришел катер, и мы возвращаемся в Пераст…